Знакомый звал в Москву, на «Марш свободы». Ты же, говорит, оппозиционер, кружки вон с медведями делал! И, похоже, обиделся, когда я наотрез отказался ехать на этот марш, и наверняка останусь в его глазах безыдейным оппортунистом. Я не стал знакомому ничего доказывать бесполезно убеждать в чем-то людей с пулей в голове, но вам расскажу.
Итак, «Марш свободы». В чем смысл проведения по замыслу организаторов? Почему нужно идти куда-то по морозу, рисковать получить полицейской дубинкой по башке? В чем «глубинная» идея? В том, что «мы есть» - об этом власть узнала года назад. «Смотрите – нас много!» - но пик митингов давно прошел, рассчитывать на массовость может только упоротый Удальцов, или, не побоюсь этого термина, провокатор. «С нами нужно считаться!» - вот об этом стоит поговорить.
По моему мнению, власть всерьез считается только с серьезными людьми, которые самостоятельно собрались в адекватные организационные структуры. Перечислю, в чем я вижу признаки серьезности:
1. У человека есть убеждения.
2. У человека есть ресурсы (или возможность привлечь ресурсы)
3. Человек делает реальные дела.
На мой взгляд, в нынешнем протестном движении таких людей не осталось – только медийные говоруны. Собственно говоря, они всегда там присутствовали, просто в общем митинговом строе это не бросалось в глаза. И ведут они собственную игру, которая с общественным благом имеет мало общего. Однажды меня поразила фраза, которую екатеринбургский «парнасовец» Эдуард Журавлев бросил в разговоре: «Ройзман – не политик! У него нет убеждений, он только борется с наркотиками и все!»
Позвольте, но что же вам еще надо? Это ли не смысл любой реальной политики, делать совершенно конкретные проекты, тактикой «непрерывных дел» менять мир вокруг себя, причем в лучшую сторону?
«Ерунда! – заявил Журавлев. – Менять мир нужно глобально!» Проблема, по его мнению, в том, что общество «не рубит фишку». Поэтому нужно эксплуатировать протест до тех пор, пока не «прорубит».
Я тогда не понял, что значит «глобально». Но Эдуард расшифровал свой посыл в сентябре, когда лег под своего тезку, «единоросса» Коридорова и активно пытался выбить нас из избирательного процесса через областной и верховный суды. Что особо убило: икона оппозиции Леонид Волков палец о палец не ударил, чтобы прижать хвост продавшемуся отморозку.
И тем не менее. Я вижу, что в стране появились адекватные люди. Я вижу, как они организуются в альтернативные политические структуры, как кристаллизуются совершенно ясные стратегические идеи. И поэтому есть надежда: мы действительно сможем изменить мир – в лучшую сторону.