8 МАРТА (краеведческие заметки)
4 марта 2021 г. 8:22
2021
6

Праздник имеет давние исторические традиции. Рожденный революцией Французской, когда женщины рабочих предместий Парижа под лозунгом «Хлеба и свободы» организовали вооруженный поход на Версаль, он возродился в дни революции Русской (Февральской), когда 23 февраля (8 марта) 1917 года женщины Петрограда вышли на улицы, протестуя против войны и голода. Через неделю царь отрекся от престола, а еще через шесть месяцев (впервые в российской истории) было заявлено, что «выборы в Учредительное Собрание проводятся на основе всеобщего голосования, без различия пола».

Уральские последовательницы Анны Философовой свое слово за равноправие полов сказали еще в феврале 1916 года, направив в Екатеринбургскую Городскую Думу обращение к членам Государственной Думы от «Российской лиги равноправия женщин»: «О предоставлении женщинам избирательного права». Среди прочего, они указывали: «В Америке женщина равна в правах с мужчиной во всем, кроме избирательного права, но и этого они скоро добьются, раз уже избирательное право дали даже неграм…».

Практически все екатеринбургские активистки «Лиги» происходили из разночинной интеллигенции и частично из торгово-промышленной буржуазии, ни представительниц аристократических кругов, ни заводских работниц, ни крестьянок среди них не было.



Обращение отдела работниц Туринска к женщинам города и уезда, 8 марта 1922 года. Источник документа

Население Шайтанского завода о существовании «Российской лиги женского равноправия» не подозревало – ростки феминизма не прорастали в каменистой шайтанской почве. Но в правилах случаются исключения.

Ангелина Ивановна Тихонова родилась в ноябре 1886 года в Васильевско-Шайтанском заводе, Шайтанской волости, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии. Здесь училась в женской школе. Потом поступила в Мариинскую (Пермскую) женскую гимназию, которую окончила в 1907 году. И в том же году она была арестована за причастность к боевой группе «Лесные братья» А. Лбова (Мотовилиха) и за принадлежность к партии эсеров-максималистов. В сентябре 1908 года она была приговорена к четырем годам каторжных работ, а после отбытия наказания выслана в Иркутскую губернию. Ангелина Ивановна рассказывала: «В конце 1914 года [я] уехала через Маньчжурию в Америку, где жила до мая 1917 года. В мае 1917 года приехала в Пермь, где жила до Октябрьской революции. […]. В 1919 году приехала в Екатеринбург, поступила архивариусом в Управление архивных дел, а через год была назначена заведующей Екатеринбургским губархивом». 11 октября 1921 года Ангелина Ивановна Тихонова-Муксунова была арестована сотрудниками Екатеринбургского ГубЧК по обвинению «…в подготовке нелегального съезда партии эсеров в Екатеринбурге и контрреволюционной работе».




В 1917 году первый райком РСДРП(б) в наших краях (по старому административному делению объединял коммунистов шести волостей: Билимбаевской, Шайтанской, Ревдинской, Новоуткинской, Гробовской и Нижнесельской) возглавила женщина. Ибо не нашлось на местных заводах ни одного мужчины, способного поднять такую ношу. Женщину звали Мария Николаевна Туркестанова (партийная кличка – Марица). Это был закаленный, проверенный товарищ, прошедший тюрьмы и ссылки (член РСДРП с 1907 года). Через ее книжный магазин «Степь» в Оренбурге не только распространялась партийная литература, но и устанавливались конспиративные связи, устраивались нелегальные явки, велась переписка. Было в этой женщине что-то особенное, горел какой-то непонятный огонечек, заставлявший мужчин, вернувшихся с фронтов Первой мировой войны, слушать не перебивая. Местные женщины Марию Николаевну побаивались и за глаза называли «княгиня», возможно, не без основания.



Под знаменем Ленина, 1932 год, № 56.

Советская Россия предоставила женщинам абсолютно равные права с мужчинами, закрепив это положением в Конституции РСФСР 1918 года. Женщины в США добились аналогичного права в 1920 году. К слову, на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав России, женское избирательное право было введено еще в 1906 году.

В 1921 году по решению II Коммунистической женской конференции был учрежден Международный женский день «8 Марта», – в честь петроградской демонстрации 1917 года.

Советское государство декларировало, что «женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни».

На местном уровне это выглядело так: «Внедрить женский труд во всех отраслях народного хозяйства. Создать ударные женские бригады. Добиться удельного веса женщин на производстве не меньше 30% к общему числу работающих. Охватить технической учебой в школах ФЗО не менее 50% девушек и дополнительным рабочим образованием не мене 30% всех женщин, занятых на производстве. К концу 1933 года охватить на 100% детскими учреждениями детей работниц. Добиться организации образцовых детских садов на Хромпике, в Ревде, в Первоуральске. В предстоящую перевыборную компанию добиться 100% явки женщин на выборы и ввести в состав Советов не меньше 50% женщин».



Приказ №60 по Уральскому хромпиковому химическому заводу имени «X лет Октября».

По факту выходило, что вместо права на труд декларировалась обязанность работать. Причем зачастую на тяжелых производствах. И это подавалось как достижение. «Советская женщина может и должна работать наряду с мужчиной». Тем более, что на одну зарплату особо не разгуляешься.

Летом 1936 года Новотрубный завод посетил «известный американский трубник, изобретатель непрерывного прокатного стана мистер Форен». Делясь впечатлениями, мистер Форен первым делом заявил: «Бросилось в глаза, что на заводе внедрен женский труд, чего нельзя наблюдать ни на одном западном заводе, в том числе и в Америке. Я был поражен, что на ответственных агрегатах работают женщины».




Еще оказалось, что после работы советская женщина вынуждена, «как при царском режиме», тянуть домашнее хозяйство. Вождь пролетариата замечал про женскую долю при капитализме: «Они [женщины] остаются в домашнем рабстве, домашними рабынями, будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни…». Социализм, вопреки ожиданиям, не отменил женского «кухонного рабства». Ибо кто кроме неё? Попытки женских организаций облегчить женщине ее существование были объявлены в СССР стремлением к женскому сепаратизму.

И вот парадокс – несмотря на равные права, число женщин на руководящих постах в партии и правительстве на протяжении всех довоенных лет было ничтожным. Женщин-руководителей в сталинских наркоматах, как у Набокова: «можно перечесть по пальцам одной увечной руки». В Первоуральске на руководящих постах женщин было еще меньше. Среди первоуральских руководителей доперестроечного периода могу вспомнить только Елизавету Федоровну Бранчукову (зампред Первоуральского горисполкома с 1957 по 1961 гг.).



Под знаменем Ленина, 1966 год, № 47.

С 1966 года день 8 марта стал в СССР официальным выходным днем и превратился в праздник «весны и женственности». А с феминизмом в стране разобрались еще в 1930-е.

Н. В. АКИФЬЕВА ©

Мебель студия
Мы
СТ Практик