/АС - в переводе с французского - туз, искажённое старофранцузское "Deus" - Бог. В карточной иерархии только туз (Бог) выше короля. Отсюда появилась традиция рисовать на фюзеляжах и капотах аэропланов карточные символы/
Константин Александрович Пильщиков родился в 1910 году в заводском поселке при Шайтанском горном заводе (город Первоуральск), в большой рабочей семье. Дом его отца стоял на «Дербенской стрелке», так раньше назывался участок, ответвляющийся в южном направлении от улицы «Большой» (ул. Ленина). Здесь он окончил школу, а потом, как и большинство своих сверстников, пошел работать на завод. Предприятие, где начиналась трудовая биография Константина Пильщикова, называлось: «Первоуральский хромпикововый химический завод».
Но юношу тянет в небо, и жажда полетов с годами становится только сильнее. Перед призывом на военную службу он настойчиво просит направление в летное военное училище и добивается своего в 1932 году, став счастливым обладателем путевки «Комсомолец, на самолет». Но в Перми его ожидало горькое разочарование – буквально перед самым набором Школа военных пилотов и авиационных техников, располагавшаяся в трехэтажном здании бывшей духовной семинарии, неожиданно для курсантов сменила название и профиль – с 1933 года Военная авиационно-техническая школа №3 готовила только авиационных техников.
В училище неразлучным другом Константина стал сибиряк, будущий маршал авиации и первый трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Они всюду вместе. Вместе занимаются спортом, вместе участвуют в лыжных гонках в составе сборной Уральского военного округа, вместе летают на планере, вместе нарушают дисциплину и вместе сидят на гауптвахте.
Курсантов, закончивших школу с отличием, направили в ленинградскую Военно-техническую школу ВВС РККА на курсы старших авиационных техников. В январе 1934 года Константин с лучшим другом Александром Покрышкиным приезжают в город на Неве. После окончания курсов, в конце 1934 года, их пути расходятся. Снова друзья встретятся лишь через десять с лишним лет, в мае 1945-го в Германии.

Воины интернационалисты, Испания, Мадрид, 1937 год. Верхний ряд: Висенти Делваде, Константин Пильщиков, Рафаэль Ортега. Нижний ряд: А. Рыцарев, Идальго, Вячеслав Рыбников. Фото из фондов Архивного отдела г.о. Первоуральск
В июле 1936 года в Испании начался вооруженный мятеж, а уже в сентябре туда стали прибывать первые советские летчики-добровольцы. Пильщиков подает рапорт за рапортом с просьбой отправить его в Испанию. Его упорство увенчалось успехом – в начале 1937 года он попадает в авиагруппу, которой командует земляк-уралец Анатолий Константинович Серов. Здесь, в Испании, Константин Пильщиков был награжден своим первым боевым орденом Красной Звезды (27.10.37.).
Вернувшись из Испании, он поступает в авиационную школу и осуществляет свою давнюю мечту – становится военным летчиком. В начале 1941 года Константин Александрович получает направление в Одесский военный округ, в 168-й истребительный авиаполк (168-й истребительный ордена Суворова авиационный полк). Год назад он вступил в ВКП(б) и на новом месте службы был назначен на должность заместителя командира эскадрильи по политчасти. 5 мая 1941 года полк был передислоцирован на аэродром у станции Колосовка. Здесь и застала Константина Александровича война, которую прошел «от звонка до звонка».
Первый воздушный бой он принял в начале июля 1941 года. Вот как писал об этом начальник штаба 168-го полка Федор Семенович Гнездилов: «12 июля тройка наших И-16 сопровождала уходившего через линию фронта разведчика Пе-2Р. Ведущим шел комиссар эскадрильи К.А. Пильщиков. Экипаж разведчика уверенно справился со своей задачей. Выполнив разворот, он подал истребителям сигнал: «Возвращаемся на свой аэродром!». Внезапно Пильщиков увидел четверку вражеских «фиатов», а за ними – четверку «мессершмиттов». Горючее в баках наших «ишачков» было на исходе. Однако «Петлякова» нужно было непременно защитить. Ведь на борту у него важные разведданные. Оценив обстановку, летчик-комиссар решил отвлечь внимание истребителей врага от «пешки» и атаковать их в лоб. Пильщиков направил И-16 навстречу гитлеровцам. Сближение шло стремительно. Фашисты ударили очередями из пушек и пулеметов. Сверкающие трассы проносились мимо. Наши летчики открыли по врагу ответный пулеметно-пушечный огонь. И когда до «фиатов» оставалось около полутораста метров, те свечой рванулись вверх. Константин Пильщиков и Петр Шурмин ждали этого момента. Увидев в прицеле желтые фюзеляжи вражеских истребителей, они почти в упор выпустили в них короткие пушечные очереди. Два «фиата» рухнули на землю. Неожиданно в машине Константина заклинило мотор, но летчик вовремя смог уйти на вынужденную посадку. Он приземлился где-то в районе наших отступавших артиллерийских частей. Через три дня вернулся в полк». За проявленную доблесть Константин Пильщиков был награжден орденом Красного Знамени (11.11.1941г.).


Бывали дни, когда Константин Александрович поднимался в небо по семь-восемь раз. Сражался мастерски, смело. В одном из полетов капитан Пильщиков вместе с ведомым младшим лейтенантом Максимовым обнаружили в районе Шаргорода большое скопление вражеских машин и решили обстрелять цель. В момент разворота для захода в очередную атаку летчики увидели четверку «мессеров». Пришлось принять бой. Виктор Максимов направил свой «ишачок» прямо в лоб вражескому истребителю. Никто не отвернул с боевого курса. Самолеты на огромной скорости со страшной силой врезались друг в друга. На землю посыпались обломки. Константин Пильщиков остался один против трех. В бронеспинку ударил снаряд, осколок впился в руку. Кончились боеприпасы, но Константин Александрович, снижаясь, и продолжая маневрировать, тянул самолет на восток.
Вот как описывал в своей книге этот бой генерал-майор авиации Федор Семенович Гнездилов: «Мессерам» все же удалось зажать его в тиски. Они подошли к нему с разных сторон почти вплотную, выстрелами показали направление полета: разворачивайся, дескать, и жми на их аэродром, пока цел. В плен решили захватить. Вместе с истребителем. Но не тут-то было. Пильщиков резко бросил свой «ишачок» влево. Гитлеровец в страхе шарахнулся от него, не рассчитал и врезался в своего ведомого. Оба «мессера» почти одновременно загорелись, упали. В небе оставались лишь два истребителя – наш и вражеский. Фашистский летчик покружил над нашим И-16, погрозил из кабины Пильщикову кулаком, но сделать ничего не мог, вероятно, боеприпасы кончились и у него. Тяжело раненный осколками Пильщиков едва дотянул искореженный истребитель до своего аэродрома. Шасси не выпускались, и летчик посадил машину на «живот». Товарищи вытащили Константина Александровича из кабины, и он коротко доложил о результатах разведки и неожиданном бое на обратном маршруте. Подкатила «санитарка», и летчика увезли в госпиталь. Требовалась срочная операция». За этот подвиг капитан Пильщиков был награжден вторым орденом Красного Знамени (21.01.1942г.)

Командир 523 истребительного авиаполка, подполковник Пильщиков Константин Александрович, 1944 год
В начале мая 1942 года на Западном фронте была сформирована 1-я воздушная армия. В нее и вошел 168-й авиаполк. В оперативном отношении полк был подчинен 16-й армии с задачей обеспечения ее данными воздушной разведки. Тогда же, после лечения в госпитале, в свою эскадрилью вернулся Константин Пильщиков. Летал много, но получал не только благодарности. Как-то из штаба 16-й армии поступило приказание в срочном порядке произвести контрольную воздушную разведку передвижения фашистских войск в районах Брянска и Карачева. На выполнение этого задания вылетели майор Пильщиков и прикрывавшие его старший лейтенант Серебряков и лейтенант Астахов. Неожиданно истребители встретили Ю-88. У группы Пильщикова было важное задание и он, разумеется, мог пройти мимо бомбардировщиков. Но комэск решил атаковать, расстроить боевой порядок «юнкерсов», а затем продолжить полет по маршруту. Он направил истребитель на ведущего первой тройки «юнкерсов» и открыл огонь. В следующую секунду нажали гашетки и оба ведомые. Один «юнкерс» задымил и, резко клюнув носом, почти отвесно пошел к земле. Проскочив первое звено, истребители таким же плотным огнем встретили второе. На выходе из пикирования Пильщиков бросил взгляд вверх назад и увидел, как пламя охватило еще один «юнкерс». Вдруг, огненные трассы прочертили воздух над самой кабиной, сильно ударило в фюзеляж. Помимо воли летчика истребитель резко рванулся ввысь. Он попытался сманеврировать, но рули управления не повиновались. Оставалось одно – выброситься из кабины с парашютом. За эту операцию Пильщикову объявили выговор. «Ваши летчики должны раз и навсегда запомнить, что главная их задача – воздушная разведка, – разъяснил командиру авиаполка начальник штаба армии. – Никто из них не вправе вступать в бой, если это грозит срыву главной задачи. Тому, кто не может усвоить этой истины, в разведке делать нечего».
В августе 1942 года майора Пильщикова назначили на должность командира 168-й авиаполка. Федор Семенович Гнездилов вспоминал: «Все мы отлично знали этого боевого летчика. В поединках с врагом он был отважен и смел. Обладал поистине завидным мастерством пилотирования истребителя. На него держала равнение вся наша молодежь. Его знали и уважали во всех полках нашей 303-й авиадивизии».

Наградной лист. Архив ЦА МО
Летом 1943 года неожиданно случилась «брянская эпопея». Группа штурмовиков получила задание провести бомбардировку по аэродрому города Брянска. Для прикрытия ИЛов выделили три эскадрильи истребителей из разных полков 303-й дивизии. Кто должен был возглавить эту группу, штаб дивизии заранее не определил. Лишь за час до вылета сообщили, что старшим группы истребителей назначен командир 168-го авиаполка майор Пильщиков. По существу, это была простая формальность, поскольку у Константина Александровича уже не оставалось времени для организации взаимодействия между тремя группами истребителей, и каждый командир действовал самостоятельно. Операция провалилась, штурмовики, причинив врагу незначительный урон, сами понесли ощутимые потери. Срыву боевого вылета способствовало то, что боевой порядок на маршруте группа штурмовиков не выдержала. «Мессеры» связали наших истребителей боем, оторвали от строя штурмовиков и нанесли им большие потери.
Во всех грехах обвинили Пильщикова. «За отсутствие воли командира в воздухе и оставление штурмовиков» приказом генерала М.М. Громова Пильщиков (в назидание другим командирам и всему лётному составу) был отстранен от командования полком. Это вызвало недоумение среди летчиков дивизии, так как все понимали, что основными виновниками того, что произошло при налете нашей авиации на брянский аэродром, были другие.
«Ходил» ли Константин Александрович в штрафниках из документов не ясно. Осенью 1943 года его назначили командиром 523-го истребительного авиаполка. Под командованием подполковника Пильщиков этот полк, выполняя в основном задания по разведке, стал «зорким глазом» 3-го Белорусского фронта. В полку было немало опытных воздушных следопытов. Фактически они летали на разведку при любых погодных условиях. И в том, что к концу войны 523-й полк стал Оршанским и четырежды орденоносным (ордена Красного Знамени, Суворова 3 степени, Кутузова 3 степени и Александра Невского) большая заслуга командира полка. За умелое управление полком и геройство, проявленное в боях, Константин Александрович был награжден еще одним (третьим) орденом Красного Знамени (19.02.1944г.) и орденом Александра Невского (10.06.1944г.).
Война подходила к концу – шел последний месяц предпоследнего военного года. На счету подполковника. Пильщикова было 260 боевых вылетов. В воздушных поединках он сбил 13 вражеских самолетов (без учета тех самолетов противника, что были уничтожены в составе групп во время штурмовых ударов по аэродромам). Командир 303-й истребительной авиационной дивизии генерал-майор авиации Г.Н. Захаров о своем подчиненном говорил так: «Я не ошибусь, сказав, что Константин Пильщиков был самым любимым из командиров полков. Были у нас командиры сильные, пользующиеся у лётчиков непререкаемым авторитетом, заслуженным уважением. Анатолий Голубов, Семён Сибирин, Александр Петровец, Иван Заморин, командиры «Нормандии» Жан Тюлян, Пьер Пуйяд, Луи Дельфино – всё это были лётчики, словно самой судьбой предназначенные для командования полками. Но больше всех любили именно Пильщикова».

Информация из приказа об исключении из списков офицерского состава 303-й ИАД с 20 по 31 декабря 1944 года (выборка). Архив ЦА МО Ф.33 Оп.11458. Д.630
Константин Александрович продолжал выполнять наиболее важные задания. «Не однажды приходилось ему летать в условиях, когда, как говорят, «консолей крыла не видно», при низкой облачности, над самыми верхушками деревьев и крышами зданий».
24 Декабря 1944 года командир 523-го истребительного авиаполка Константин Пильщиков в паре с майором Кривохижем искал немецкие танки. Снова и снова всматривался он в пустынную, покрытую кустарником и прорезанную оврагами, местность. Неожиданно он заметил гусеничный след, который уходил в глубокий овраг. Решив проверить своё предположение, он ударил по оврагу из пушек. Немцы не выдержали и открыли интенсивный ответный огонь. Один снаряд попал в машину Пильщикова. С задания ведомый вернулся один. Командир же не «дотянул» до линии фронта километра два. Из горящего самолета он выбросился с парашютом, но приземлился неудачно. Внизу его ждали фашисткие автоматчики.
Тогда же в горвоенкомат города Баку, по месту эвакуации жены, Полины Яковлевны Пильщиковой (Баку. пос. Кагановича. Новостройка) была направлена «похоронка»: «Подполковник Пильщиков Константин Александрович – командир 523 истребительного авиационного полка 303 истребительной авиационной дивизии. Погиб. Сбит зенитной артиллерией противника при выполнении боевого задания 24 12 1944г.».
Каково же было удивление и радость друзей однополчан, когда они узнали, что Пильщиков не погиб. Александр Иванович Покрышкин в своих воспоминаниях писал: «Радостным событием для меня в эти дни было появление в штабе давнего друга по учебе в авиашколе в Перми Кости Пильщикова. После дружеских объятий спросил у него:
- Костя, почему ты в американской форме?
- Лагерь военнопленных, где я был после того, как меня сбила в конце войны зенитка, захватили американцы.
- Костя Пильщиков, друг золотых юных лет, облачайся в мою гимнастерку, галифе, ведь тебе даже звезд на погонах не надо уменьшать. Все нашлось у меня для друга – и одежда, и пища, и добрые слова. Воспоминания воскресили в памяти незабываемые годы, полные настойчивой пытливости, молодецких проделок и упорного труда во имя заветной мечты. Костя погостил у меня всего один денек. Я помог ему добраться до города, в котором можно было сесть на поезд. Он торопился домой, на Родину».

Пильщиков Константин Александрович, 1970-е годы. Фото из фондов Архивного отдела г.о. Первоуральск
О дальнейшей судьбе Константина Александровича Пильщикова известно мало. «Судя, по существенным пробелам в биографии, на смену радостным эмоциям от встреч с однополчанами пришла горечь и обида от унижений и недоверия в ходе затянувшейся проверки. А потом наступило забвение». Впрочем, Алексей Калюжный вспоминал, что встречал Константина Александровича на Северном Кавказе или в Средней Азии. «Прекрасный человек, его летчики очень любили… На одну из встреч в Москву он приезжал А больше я его не видел и не знаю его судьбу».
Однако кое-что нам все-таки удалось обнаружить в документах наградного отдела ЦА Министерства Обороны. Среди ветеранов, награжденных орденом Отечественной войны I степени к 40-летию Победы в 1985 году, значился и полковник в отставке Константин Александрович Пильщиков. Из карточки награжденного также известно, что жил тогда Константин Александрович на Ставрополье, в селе Кугульта Петровского района. Вероятно, там он и был похоронен в 1998 году.
Источник: доцент, к.и.н. Нина Валентиновна Акифьева. В газете Вечерний Первоуральск за 8 мая 2013 статья опубликована под редакторским названием "Любимый командир Пильщиков"