АВТОИСТОРИЯ
25 ноября 2019 г. 9:35
4267
7

Точная дата, когда в Первоуральске появился свой первый автомобиль, мне неизвестна. Предположительно, первые грузовики, распугивая лошадей и наводя ужас на местных кур, въехали на конный двор Первоуральского трубного завода осенью 1930 года. По количеству машин разные источники дают различные сведения. По одним данным, грузовик был один. По другим данным, их было два или даже три, что маловероятно. Нет единого взгляда и насчет марки машины. Но здесь разброс мнений небольшой – это был либо итальянский грузовик Ланча, либо итальянский же грузовик фирмы СПА. В одном источники сходятся – это были автомобили грузоподъемностью 2,5 тонны.

Итальянское одиночество было недолгим. Примерно через полтора года в полку железных коней случилось прибавление. В 1932 году в заводском гараже трубников появились американцы – два автомобиля «Автокар» грузоподъемностью 2,5 тонны и их советский братик АМО-3. Еще два грузовика АМО-2 находились в ведомстве управления «Трубстрой». А еще несколько «фордиков» неопределенной марки стояли на страже пожарной безопасности предприятий. Кроме того была еще пара-тройка авто совершенно неизвестного происхождения. Например, на Шайтанском химическом заводе ржавели: «Автомобиль грузовой грузоподъемностью 1,5 тонны (неисправный, не работает) и автомобиль легковой, переделанный из грузового в мастерских завода». Еще был (по слухам) автомобиль неизвестной марки на динасовом заводе. В общем компания собралась разношерстная.

Только вот с дорогами – беда. В конце 1928 года первоуральский литературно-экономический альманах «Наш район» о состоянии местных дорог писал так: «Удовлетворительное состояние имеют только 28% районных дорог, 42% находится в плохом состоянии, а 30% в совершенно невозможном к проезду состоянии».

В августе 1932 года в поселке Первоуральский появился первый легковой автомобиль. Предназначался он (по непроверенным данным) начальнику управления «Трубстрой» Илье Андреевичу Белоусову. Какой марки был первенец, я не знаю.



Пожарная команда УХХЗ, 1931 год. Фото из фондов музея ЗАО «Русский хром 1915».

В 1936 году произошел первый (известный мне) трагический случай с автомобилем – 2,5-тонный грузовик сбил пешехода в Билимбае. Помните у Ильфа и Петрова: «Этот советский пешеход-физкультурник, который вышел из Владивостока юношей и на склоне лет у самых ворот Москвы будет задавлен тяжелым автокаром…» Да, в «Золотом теленке» прописан точно такой же грузовик фирмы «Автокар», что и в Билимбае! Разница лишь в том, что билимбаевский пешеход выжил, хотя хирургу и пришлось потрудиться.



Занятия по техминимуму в красном уголке образцового общежития хромпикового завода (на всех плакатах детали автомобиля АМО-3), 1931 год. Фото из фондов музея ЗАО «Русский хром 1915».

В 1940 году в Первоуральске насчитывалось 16 легковых автомобилей. Автоэлита города была представлена тремя торговыми марками: трудягой ГАЗ-А, представителем «среднего класса» ГАЗ-М1 и суперкаром ЗИС-101. Ни один из этих автомобилей не принадлежал частному лицу, все они числились за предприятиями и организациями. Пять легковых автомобилей (три машины ГАЗ-М1 и два лимузина ЗИС-101) были приписаны к Новотрубному заводу. Один ЗИС «принадлежал» директору, другой «делили» начальники двух цехов, прокатного и волочильного. ГАЗ-М1 использовали начальники рангом поменьше. Вообще-то, «Эмка» была самым популярным легковым автомобилем (помните, «дороги в совершенно невозможном к проезду состоянии»). Начальник волочильного цеха НТЗ Виктор Андреевич Кравченко писал: «Меня ожидал обещанный лимузин и маленький, повидавший жизнь Форд, который, учитывая грязь и местное бездорожье, был более востребованным. Кроме того, в моем исключительном пользовании была пара хороших лошадей». Лимузин, упоминаемый в этом отрывке, – это ЗИС-101, а «повидавший жизнь Форд» – ГАЗ-М1 или Эмка. Ибо, по мнению специалистов, и ГАЗ-А, и ГАЗ-М1 – это все тот же вездесущий Форд. Как у Маяковского: «...Форд – в мильонах фордов...». Остальные одиннадцать легковых автомобилей были равномерно «размазаны» по остальным первоуральским предприятиям и государственным конторам. Старотрубный завод, Хромпик, Динас, горком ВКП(б), горвоенкомат имели по одной ГАЗ-М1. Завод металлоконструкций, титано-магнетитовый рудник, горсовет – имели по одной ГАЗ-А. Исключение составлял трест «Трубстрой», в его активе было два легковых автомобиля: ЗИС-101 и Эмка. Еще один лимузин ЗИС-101 был приписан к странной конторе под названием «Особая материальная часть».



ГАЗ-А и его американский папа Форд-А. Музей автомобильной техники УГМК в городе Верхняя Пышма. Фото автора.



ГАЗ-А. Музей автомобильной техники УГМК в городе Верхняя Пышма. Фото автора.



ГАЗ-М1. Музей автомобильной техники УГМК в городе Верхняя Пышма. Фото автора.



ЗИС-101 и его американский родственник Паккард. Музей автомобильной техники УГМК в городе Верхняя Пышма. Фото автора.

Рубеж в первую 1000 легковых автомобилей, зарегистрированных «индивидуальными собственниками», первоуралььцы возьмут в конце 60-х годов прошлого столетия.

Н. В. АКИФЬЕВА ©

ИТПицца
Кот и Кофе