БРАЧНЫЙ ОБЫСК
16 сентября 2018 г. 7:28
3858
17

У большинства читателей колонки «Краеведение» слово «обыск» вызовет, вероятно, не самые приятные ассоциации. Впрочем, некоторые и слово «брак» могут представлять только в отрицательном контексте. Словосочетание же «брачный обыск» лишь усиливает негативное восприятие. Только историки, архивариусы и, пожалуй, священнослужители могут сказать сегодня, что у словосочетания «брачный обыск» другое значение. Это не что иное как письменный акт, содержащий определенные сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению брака.



Брачный обыск (страница 1).

Обыск брачный №15. 1890 года января двадцать второго / 22 дня. По Указу его Императорского Величества Екатеринбургской епархии и уезда, Билимбаевского завода Троицкой церкви священно и церковнослужители производили обыск желающих вступить в брак. И оказалось следующее: А) Жених крестьянин Семен Алексеев Оглоблин, православного вероисповедования, жительствует в деревне Битимка в приходе сей церкви. В) Невеста крестьянская дочь Пелагия Евстигнея Ярина, православного вероисповедования, жительствовала в деревне Крыласовой в приходе Уткинской Успенской церкви. Г) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно жених 19 лет, а невеста 18 лет и оба находятся в здравом уме. Д) родства между ними духовного или плотского и свойства, препятствующего по установлению Святой Церкви брака никакого нет. Е) Жених холост, а невеста девица. Ж) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению и на то имеют от родителей своих благословение и дозволение. З) По троекратному оглашению, сделанному в означенной Церкви 6, 14 и 22 января препятствий к сему браку никакого никем не объявлено. И) Для удостоверения совершения сего брака представляются письменные документы (метрика о рождении). К) Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой Билимбаевской Троицкой церкви, сего 1890 года января 22 дня в указанное время, при посторонних свидетелях. Л) Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо в том удостоверяют подписью, как они сами, так и по каждому поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду, по правилам церковным и по законам гражданским. Результаты проведенного брачного обыска скреплялись подписями жениха и невесты, их поручителей и священнослужителей.



Фрагмент брачного обыска.



Орел на гербе (бородатый?).

В XIX веке процедура брака была весьма сложной. Желающий вступить в брак должен был уведомить священника своего прихода о своем намерении, указав имя, фамилию и состояние (т.е. сословие, чин или звание), а также имя, фамилию и состояние невесты. После этого священник трижды оглашал после литургии или других праздничных служб, когда в церкви было наибольшее количество людей, о намерении этих людей пожениться. Если невеста принадлежала к другому приходу, такое же оглашение происходило и там. Если кто-то имел сведения о препятствиях этой пары к браку, он обязан был сообщить об этом священнику.



Николай Пимоненко. Сваты.

Оглашение о намерении заключить брак означало торжественное объявление о браке. Если жених после этого отказывался жениться, это могло повлечь уголовное наказание. После оглашения священник проводил «брачный обыск», во время которого он беседовал с женихом и невестой, их свидетелями, а также изучал предоставленные ими документы. Результаты этого исследования фиксировались в документе, который также назывался брачный обыск.

Брачный обыск состоял из пунктов: А, В) Звание и состояние: Не имели права вступать в брак монашествующие и архиереи, был запрещен брак с безумными, запрещался брак лицам, совершившим супружескую измену или безвестно отсутствовавшими более 5 лет. Брак христиан с нехристианами также запрещался. Заключение брака с католиками и протестантами допускалось, но с оговорками. Г) Возраст: По указам 1830 и 1833 годов вступать в брак разрешалось лицам мужского пола с 18 лет, лицам женского – с 16 лет. Запрещалось вступать в брак людям старше 80 лет.



Сергей Грибков. Благословение на свадьбу.

Д) Родство: Важным моментом для священника при заключении брака было установить факт, не состоят ли жених и невеста в кровном или духовном родстве. Родство кровное по законодательству Российской империи – это «связь всех членов семьи мужского и женского пола от одного общего родоначальника происходящих, хотя бы и не все из них носили его имя или прозвание». Духовное родство – это родство человека и его восприемников при крещении. Е) Семейное положение: Брак мог быть заключен только между лицами, не состоящими на данный момент в другом браке. За нарушение полагалось лишение прав состояния и каторга на срок от полутора до пяти лет. Не разрешалось жениться и выходить замуж более трех раз, вне зависимости от обстоятельств, которые к этому привели.



Пукирев В.В. Прерванное венчание. Двоеженец.

Ж) Взаимное согласие: Если девица чем-нибудь (нерешительным ответом, плачем и т. п.) показывала, что идет замуж не добровольно, а по принуждению, священник не должен был проводить венчание. За принуждение к браку полагалось лишение прав состояния и отправка в исправительные арестантские отделения на срок от четырех до шести лет. Похищение женщины против ее воли влекло также лишение прав и заключение на срок от двух с половиной до трех лет. До достижения совершеннолетия (21 год) запрещалось вступать в брак без согласия родителей, опекунов или попечителей. Виновные лишались права наследовать по закону имущество того из родителей, запрет которого они нарушили (родителям, правда, давалось право в духовном завещании или через суд вернуть, полностью или частично, право наследства своим детям). Лицам, состоящим на военной или гражданской службе, для вступления в брак требовалось получить письменное разрешение начальства. Такие были правила!



Пукирев В.В. Неравный брак. 1862 г.

Спасибо Владимиру Григорьевичу Русанову за предоставленный документ.

Автор: Н. В. АКИФЬЕВА ©

Книга
Кот и Кофе