Суббота, 13 января 1990 года, тюменский аэропорт Рощино. В 12:50 (здесь и далее время местное) начинается регистрация на рейс 6246 по маршруту Тюмень – Уфа – Волгоград. 14:24 красавец ТУ-134 начинает разбег, энергично набирая скорость. 14:25, разрезая морозный воздух свистом своих двигателей, лайнер отрывается от взлетной полосы и растворяется в морозной дымке. Люди на земле провожают взглядом улетающий в неизвестность самолет....
"Наш" Ту-134А, СССР 65951, три года с начала эксплуатации.
Пилотировал Ту-134А с бортовым номером 65951 экипаж Волгоградского авиационного отряда Северокавказского управления гражданской авиации. Командир Дунаев Владимир Евгеньевич; второй пилот Слепцов Александр Викторович; штурман Ширенков Георгий Евгеньевич; бортмеханик Лукьянов Александр Николаевич; стюардессы Мотарева Любовь Николаевна и Бобровских Наталья. В салоне самолета заняли свои места 65 пассажиров.
В 14:45 экипаж связался с диспетчером и доложил, что «занял эшелон 10600 метров». В 14:46 в кабине сработала сигнализация «Пожар в заднем багажном отделении». Ту-134 в этот момент «летел по курсу 256° с приборной скоростью 490 км/ч и был полностью управляем». В 14:48 сработала сигнализация «Пожар ВСУ». Александр Лукьянов, бортмеханик: «Это вспомогательная силовая установка, которая запускает двигатели, а потом отключается. Перед этим из багажного отделения в хвосте самолета пошел дым. Я пошел, открыл дверь багажного и убедился в наличии пожара, густой дым стоял стеной». В 14:48 экипаж связался с диспетчером, доложил о пожаре вспомогательной силовой установки, запросил разрешение на экстренное снижение и посадку в свердловском аэропорту Кольцово.
Николай Иванович Филин, пассажир рейса 6246: «Когда пошел дым, я вначале удивился, что там за куряка? А потом… Это удивительно, но факт, никто не вскакивал с мест, не дошел до животного состояния. Уже было нечем дышать, не стало видимости, а стюардессы все подбадривали нас, кислородные баллоны требовали отдать детям. Вот только масок-то к баллонам не оказалось!».
Почти одновременно, «вспыхнули» лампы сигнализации, предупреждая о пожаре основных двигателей. Затем отказали приборы навигации. Александр Лукьянов, бортмеханик: «На тушение двигателей по инструкции дается двадцать секунд. Решение нужно принимать немедленно. Главное в такой ситуации перекрыть топливо, включить пожарную систему. Но сигнализация не умолкала, и двигатели просто выключили. А без двигателей самолет не летит, а планирует, стремительно теряя высоту, рискуя сорваться в свободное падение. Нужно было срочно сажать самолет. Полдень, но видимости никакой. На Урале кругом леса и горы, приземлиться можно только возле населенного пункта, где есть обработанные поля».
Экипаж, не имея представления о своем местоположении, вынужден был сажать самолет по визуальному контролю. Оставалось найти только подходящее место. В это время небо над Первоуральском было затянуто облаками, дул северо-восточный умеренный ветер, тихо шел снег, подмораживало, мела поземка. Александр Лукьянов, бортмеханик: «Шли мы прямо над городом, дома хорошо было видно, завод, как люди по улицам ходят». Сразу за городом экипаж заметил белые площадки заснеженных полей совхоза «Первоуральский». Ту-134 выпустил шасси и взял курс на один из таких квадратов.
Очевидцы вспоминали, что услышали гул и увидели большую крестообразную тень почти одновременно. Тень хищно скользила по поверхности земли, покрывая белый, только что выпавший снег. Люди удивленно поднимали головы и видели низко летящий на большой скорости самолет. Еще немного и, казалось, лайнер влетит в трубы ТЭЦ.
Александр Лукьянов, бортмеханик: «Скорость самолета составляла около 400 км в час против обычных 280. Мы садились просто на белое пятно, при этом механизация крыла не работала, самолет был частично обесточен, шел на аварийных аккумуляторах. За штурвалом был командир экипажа, я вышел из кабины, зафиксировал в салоне открытую дверь, которую при деформации могло заклинить. Накинул на себя куртку».
Катастрофа Ту-134 под Первоуральском, 14 января 1990 года. Фото ТАСС.
Земли коснулись, как и задумали, в самом начале поля. Выпущенные шасси, зарываясь в снег, приняли первый удар. Не выдержав нагрузки, они стали разрушаться. Промчавшись по снегу примерно 150 метров, самолет неожиданно оторвался от поверхности, словно подброшенный неведомой силой, и пролетел еще 100 метров. Затем снова дотронулся до земли остатками шасси и левым крылом, а через 50 метров вновь приподнялся. Пролетев 150 метров, лайнер в третий раз задел землю и врезался в гидрант системы орошения. Правое крыло не выдержало удара и оторвалось. В следующее мгновение подъемная сила левого крыла перевернула самолет на «спину». От удара отлетело второе крыло, и разрушился хвост. Изуродованное «туловище» врезалось в лесополосу. Самолет, вернее, то, что было им когда-то, замер в километре от места первого касания. Александр Лукьянов, бортмеханик: «Кабину свернуло, я из самолета вывалился. Летчики все погибли. Я случайно выжил, потому что выпал. Меня потом нашли в снегу».
Нина Андреевна Макарова, технолог цеха №3 ПЗГО: «В субботу решила пойти в баню. Она у нас, в совхозе «Первоуральский», с трех часов открывается. Самолет не видела, но услышала страшный шум и … черное облако над полем. Потом уже дошел до сознания чей-то женский крик: «Самолет упал». Бросила сумку – и в гараж, к мужу. Мы позвонили в милицию, оповестили своих бульдозеристов, и – в поле…».
Аля Панова, нормировщик МТМ: «Глянула в окно и испугалась. Он (самолет) долетел до складов и пошел резко вниз. Думала, будет взрыв! Я бегом к соседям, позвонила в «Скорую». И вместе с двоюродной сестрой в обход, по дороге…».
Виктор Георгиевич Губачев, корреспондент газеты «Под знаменем Ленина»: «Когда рабочие совхоза «Первоуральский», бросив все, бежали по снегу к месту катастрофы ТУ-134, они не могли не понимать, что самолет может взорваться, унеся их жизни. Но летчики, успевшие слить горючее, подумали и о них».
Галина Ивановна Зыкина, инспектор по долам несовершеннолетних, капитан милиции: "Все в тот день было как всегда. Где-то в 14 часов 40 минут поступило сообщение: на Магнитке убийство. Заспешила оперативная группа... И вновь – два звонка, положившие на весы многие человеческие жизни: сообщалось о катастрофе авиалайнера..."
С.А. Репин, младший сержант внутренней службы: «Докладываю, что 13 января с. г. в 15 часов в центральный пункт пожарной связи Первоуральска из дежурной части Первоуральского ГОВД поступило сообщение о катастрофе пассажирского самолета Ту-134А в районе совхоза «Первоуральский». К месту происшествия были направлены три отделения первого караула 47 СВПЧ и одно отделение 48 ВПЧ.
Подпись под снимком в газете «Под знаменем Ленина»: "Многие центральные газеты обошел аналогичный снимок, груда металла на месте падения ТУ-134. Но почему снимок отсутствовал в городской газете, ведь ее сотрудники побывали на месте катастрофы раньше коллег-журналистов из других изданий? История вкратце такова. Когда наш фотокорреспондент В.Зотов навел фотоаппарат и щелкнул затвором к нему подошел какой-то важный чин в полушубке и валенках. «Засветить пленку, снимать здесь запрещено», – потребовал он… На следующий день, на всякий случай проявив засвеченную пленку, фотокор с удивлением обнаружил на ней чудом сохранившийся единственный последний кадр… На месте катастрофы утром 14 января".
Любовь Викторовна Кузяева, диспетчер станции «Скорая помощь»: «В 15 часов 02 минуты услышала женский голос: «В районе Талицы упал самолет» Шутка? Ложных вызовов у «Скорой» хоть отбавляй. Не успела положить трубку, звонок из ОВД подтвердил сообщение. Тут же в совхоз с сиренами умчались две бригады, стоявшие на станции. Первой приехала к месту падения самолета бригада фельдшера Флюры Шарафутдиновой, вызов застал ее на Магнитке. Всего к месту катастрофы прибыло 11 бригад «Скорой помощи».
Пожарные прибыли к месту катастрофы в 15:10. Первая машина рванула по целине, но, пройдя около 100 метров, завалилась на бок. Подоспевший трактор поставил машину на колеса.
С.А. Репин, младший сержант внутренней службы: «Начальник караула, младший лейтенант внутренней службы А.И. Мальцев, командир отделения, старшина В.Н. Тарасов, пожарный, рядовой А.Г. Сорокин проникли через отверстие в корпусе самолета в багажный отсек и двумя огнетушителями ликвидировали горение внутренней облицовки багажного отсека. Старший пожарный, младший сержант Д.Е. Панов, командир отделения, старшина В.Д. Ковальчук, старшие пожарные, сержанты Ю.В. Нелюбин и Ю.П. Приемщиков отыскали в снегу несколько раненых пассажиров и одного пилота, извлекли двух погибших, через отверстие багажного отсека освободили человека в форме курсанта военного училища…».
Нина Андреевна Макарова, технолог цеха №3 ПЗГО: «Первым попался навстречу невредимый пассажир с дипломатом. На лице ни кровинки. «Где я нахожусь?» – был его первый вопрос. Потом увидели мальчика. Он плакал, испугался очень. И еще женщину встретили без единой царапинки. А вот когда стали вытаскивать людей… Меня до сих пор трясет! Поразило, что никто не кричал. Парня с раздавленной ногой женщины перевязывали шарфом. А разве можно забыть мать и ее взрослого сына?! Мать – жива, а сын…».
Надежда Павловна Савинская, корреспондент газеты «Под знаменем Ленина»: «Михаил Яковлевич Каликин встречал раненых в приемном покое, осматривал и отправлял по отделениям. В реанимацию поступило десять человек «тяжелых». В четырех городских операционных шли сложные операции: большая кровопотеря, шок, травмы брюшной полости, ампутации… Одиннадцатилетняя девочка – многочисленные раны, открытый перелом, тяжелая черепно-мозговая травма, огромная кровопотеря. Проведено три операции. Жива. Намечается улучшение. Двое скончались».
Памятник жертвам авиакатастрофы на месте аварии ТУ-134, установлен 13 января 2008 года. Это уже второй памятник. Первый, изготовленный из нержавеющих труб, был уничтожен вандалами.
Галина Ивановна Зыкина, инспектор по долам несовершеннолетних, капитан милиции: «Сложность была в том, что много погибших, раненых еще больше. И жуткий мороз. Врачи ЦГБ моментально организовали буквально все для приема пострадавших. Военкомат организовал целый детский сад для возможного приема детей. Нужно было опознать всех, кто был в самолете, вышли на Тюмень».
Андрей Стрельцов, художник-оформитель: «Вы бы видели, как вели себя люди! Стюардесса, разбитая вся, кричала нам: «Помогите экипажу!» Паренек, пацан совсем, мужественно помогал вытаскивать раненых и искалеченных. Наш пэтэушник, Саша Кашин!».
Виктор Георгиевич Губачев, корреспондент газеты «Под знаменем Ленина»: «Сам Андрей Стрельцов бежал по полю, проваливаясь в глубоком снегу. На своих «Жигулях» прибыл он к месту катастрофы одним из первых. С ним машинист тепловоза, Николай Кобелев. Двух пассажиров Андрей перенес в свою машину. И еще одна фамилия – Витюгов Петр Николаевич, модельщик цеха № 17 НТЗ. Он был в совхозе вместе с братом и племянником. А как услышали крики о самолете, без промедления вскочили на мотоцикл «Урал» и несколько часов не уходили с места катастрофы. И откуда, только взялись у людей силы».
К 17 часам никого из живых пассажиров рейса 6246 на месте катастрофы уже не было, всех эвакуировали буквально в течение одного часа. Появившиеся военные отцепили территорию, гражданских попросили покинуть район катастрофы.
Мемориальная доска жертвам авиакатастрофы ТУ134.
Эпилог: На месте катастрофы погибли 2 члена экипажа и 22 пассажира. Позже в больницах от ран скончались три человека – 2 члена экипажа и 1 пассажир. Всего в катастрофе погибли 27 человек. Выжили 2 члена экипажа (бортмеханик и стюардесса) и 23 пассажира. Основная причина катастрофы – отказ техники. «Пожар на самолете, вследствие короткого замыкания электропроводки в багажном отделении хвостовой части. При горении кабеля последовали ложные сигналы о пожаре ВСУ и обоих двигателей. Сопутствующая причина – ошибка при техническом обслуживании».
Автор: Н. В. АКИФЬЕВА ©
Источники: репортажи В.Г. Губачева и Н.П. Савинской в газетах: «Под знаменем Ленина» №10, 16 января 1990.; «Под знаменем Ленина» №13, 19 января 1990; «Под знаменем Ленина» №14, 20 января 1990. Авиареестр «Наша авиация» https://russianplanes.net/reginfo/36366 Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России http://www.airdisaster.ru/database.php?id=86