"Женщины, русские женщины, были тогда бесподобны…" «Метель», Александр Пушкин. .
Конец 1820-х годов – не самое лучшее время для Строгановых. 17 мая 1828 года император Николай Павлович утвердил принятое Сенатом решение, согласно которому границы владений Строгановых в верховьях реки Чусовой ограничивались по Межевой Утке. Надежда на компенсацию за утраченные земли разбилась о «каменную» позицию двух главных Министерств – финансов и юстиции. А главное, Билимбаевский завод всё ещё числился в числе посессионных...

Портрет графини Софьи Владимировны Строгановой с сыном Александром, 1797 год. Художник Мари Элизабет-Луиза Виже-Лебрен.
Читатели колонки «Краеведение», безусловно, знакомы с таким произведением Александра Сергеевича Пушкина, как «Метель» – оно входит в программу литературы для 7-го класса. Сюжет повести кажется простым и незатейливым – детским. Но так ли это на самом деле, и какое отношение к этой «Повести Белкина» имеют наши «билимбаевские» Строгановы? Оказывается, самое непосредственное.
Элементарная, на первый взгляд, повесть «Метель» в действительности совсем не простое произведение. Специалисты считают, что оно «блестяще спаpодиpовано и очень сложно рассказано» – это повесть «с ключом». «Метель» написана Пушкиным в октябре 1830 года, а её основой послужил крупнейший великосветский скандал 1829 года – побег Ольги Павловны Строгановой с графом Феpзеном. Происшествие подняло волну слухов, его обсуждение в светских кругах затмило даже военные реляции по случаю взятия балканской крепости Силистpия, а гнев ближайших родственников и самого императора был так велик, что вылился в решение военного суда.

Портрет Ольги Павловны Ферзен. Художник Петр Соколов.
Такова историческая основа. Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы просто взял и описал светскую хронику. Нет, автору важно было написать так, чтобы текст первого плана был обычным литературным произведением, а вот текст второго плана предназначался читателю посвященному и мыслящему: «Все это забавно, остро, метко и далеко не безобидно». Пушкин максимально маскирует реальные предметы происшествия и пародийно переносит действие в провинцию. По мнению Антонии Глассе «Элегантный дом Строгановых и дача со знаменитым садом становятся провинциальным поместьем. Перелицовываются бытовые детали. Софья Владимировна Строганова, богатейшая помещица, фрейлина и близкая подруга императрицы Елизаветы Алексеевны, появляется у самовара в шлафроке на вате». Ориентация на просторечие прислуги производит на читателей «в теме» комический эффект, так как в доме Строгановых по-русски вообще говорили плоховато. «Гостеприимство Гаврилы Гавриловича – шуточное осмысление салона Строгановой. Слова «соседи» и «поминутно» здесь очень точны».

На ослике. Портрет графини Ольги Павловны Ферзен. Художник Карл Брюллов
Обратимся опять к Александру Сергеевичу Пушкину. Как-то князь Сергей Григорьевич Голицын рассказал писателю занимательную историю о том, что однажды проигравшись, пришел он к бабке с мольбой о помощи. Та денег ему не дала. Она вообще деньгами не разбрасывалась, даже её старший сын, московский генерал-губернатор Дмитрий Владимирович Голицын (брат, Софьи Владимировны Строгановой), до самой смерти матери не мог распоряжаться наследством, доставшимся ему по праву от отца (сам Николай I «уговаривал» княгиню увеличить денежное содержание сына). Так вот, денег графиня внуку не дала, но поведала тайну трех карт, в которую её, якобы, посвятил небезызвестный граф Сен-Жермен. Сегодня эта тайна, уже никакая и не тайна: «Тройка, семёрка, туз». Если верить П.В. Нащокину, князь в тот же вечер и отыгрался.
Первые читатели «Пиковой дамы» сразу узнавали в образе старухи с отталкивающей внешностью «в сочетании с острым умом и царственной надменностью» княгиню Наталью Петровну Голицыну. Пушкин писал в 1834 году: «Моя Пиковая Дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку, туз. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной, и, кажется, не сердятся».
Для характеристики старой княгини добавлю, что муж её, пока был жив, жену почитал и «боялся как огня». Перед ней вообще многие робели. Василий Львович Пушкин, дядя Александра Сергеевича, так прямо и писал: «Повелевала ты нашими судьбами…». Умная и образованная она пережила царствование пяти русских царей, была знакома с тремя королями: двумя французскими и с одним английским, дружила с Марией-Антуанеттой, которая называла свою русскую подругу «Московская Венера».

Портрет княгини Натальи Петровны Голицыной, 1800-е годы. Художник Владимир Боровиковский.
Внучку свою, Ольгу, старая княгиня в запальчивости прокляла. Брак, заключенный без благословения и против воли родителей, считала она преступлением величайшим против Бога и царя. Не избежал влияния старой княгини и император. Виновники происшествия были осуждены военным судом: Ферзен отправлен в Свеаборгский гарнизонный батальон, Ольга последовала за мужем, а свидетели переведены из гвардии в армейские линейные полки.
Рассказывают, что супруги Ферзен жили счастливо, но недолго. Проклятие ли знаменитой бабушки сыграло свою роль или были иные причины, но спустя девять лет после той нашумевшей истории с побегом, 13 апреля 1837 года на 29-м году жизни, Ольга Павловна Ферзен скончалась. Бабушка пережила её на восемь месяцев, она умерла 20 декабря 1837 года в возрасте 95 лет.
Автор: НИНА АКИФЬЕВА ©