НАШЕ НАСЛЕДИЕ (история одного памятника)
30 мая 2013 г. 12:00
6675
19

Человеческая цивилизация за время своего существования успела создать на поверхности Земли огромное количество всяких границ. Некоторые из них заметны, другие же, напротив, весьма условны. Незримая линия между Европой и Азией – одна из таких виртуальных границ. И разобраться, где сегодня проходит эта межа, не так-то просто.



Последний день на старом месте, 1 июля 2007 года. Фото А. Акифьевой.

История вопроса уходит вглубь столетий. В средние века на Руси границу между Европой и Азией проводили чаще всего по Дону. Впервые же границу между Европой и Азией по Уральскому хребту обозначил русский ученый В.Н. Татищев. В начале XVIII века он отмечал: «...За наилучшее разделение сих двух частей света горы, по древнему Рифейские, по-русски Пояс именуемые, полагаю». Свой вывод Василий Никитич обосновал тем, что Уральский хребет является природным рубежом и мощным водоразделом между европейскими и сибирскими реками. Однако такую точку зрения разделяли далеко не все ученые.

Более или менее точные очертания водораздельная граница между Европой и Азией приняла только в конце XIX века. В обширном труде «Россия», вышедшем в 1899 году под редакцией Семёнова-Тян-Шанского, отмечалось, что на Среднем Урале водораздельный кряж проходит через Веселые горы, через гору Сухарную и Журавлиный камень у Верхне-Тагильского завода и продолжается горами: Жужиными, Шеромскими, Березовой, Киршиной, Черничной, Извезной и Чубаровой. «Окончанием водораздельного кряжа считают Волчью гору на берегу реки Чусовой у Московского тракта (1770ф.). Далее водораздел отклоняется к юго-востоку, проходя вдоль реки Чусовой, иногда значительно понижаясь».

Сегодня некоторые ученые считают, что можно (и даже нужно) отказаться от проведения границы по Уральскому хребту. И такая точка зрения становится все более популярной. Основной вывод всех таких работ – нет двух самостоятельных материков Европа и Азия, а есть один – Евразия. Здесь надо сказать, что концепция эта появилась не сегодня. Еще в 30-е годы XIX века об этом заявлял немецкий ученый и естествоиспытатель Александр Гумбольдт, а Дмитрий Иванович Менделеев в 1906 году писал: «Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадет».



Европа-Азия, 11 июля 1899 года. Фото из кн. Д.И. Менделеева «Уральская железная промышленность в 1899 г.»

Однако пока этого не случилось. И вопрос о границе до сих пор обсуждается на различных научных собраниях и конференциях. Так на Всероссийской научно-практической конференции «Екатеринбург: от завода крепости к евразийской столице», прошедшей в Екатеринбурге в мае 2002 года было заявлено: «Считать научно обоснованным исторически сложившееся проведение границы Европы-Азии по водоразделу горной полосы Среднего Урала и его восточных предгорий. В связи со сложным рисунком водораздельной линии, реальное положение границы в конкретных точках может быть выбрано в пределах некой полосы, осевой линией которой является водораздел. Пограничная полоса близ города Новоуральска, города Первоуральска и деревни Курганово Полевского района проходит через точки: гора Висячий камень, гора Котел, гора Чубарова, гора Березовая, «Чусоводстрой», Варначьи горы, гора Хрустальная, пос. Чусовское озеро, северные окрестности дер. Курганово. При этом она пересекает западную и юго-западную части муниципального образования «Город Екатеринбург».

Опираясь на эту резолюцию, екатеринбургское муниципальное предприятие «Столица Урала» в августе 2004 года установило на 17 километре магистрали 1Р242 (Пермь – Екатеринбург) памятный знак, обозначающий прохождение границы между Европой и Азией в этой точке. Тогда же было заявлено о планах строительства здесь 180-метрового обелиска, напоминающего Эйфелеву башню, в виде стилизованных букв «А» и «Е».

Весь этот парад пограничных обелисков, наверное, имел бы какой-то смысл, если бы не одно «но». Всесоюзное географическое общество линию сухопутной границы между Европой и Азией определило еще в 1958 году. Тогда выяснилось, что самые большие неприятности из-за проведения границы между Европой и Азией по водораздельному Уральскому хребту терпят картографы. При составлении карты Европы они должны были показывать половину Урала, разрывая горные массивы. Возражали против традиционной границы и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части горы, имевшие единую геологическую историю развития. Было предложено, что нужно договориться о таких границах между Европой и Азией, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части света, с которым они больше связаны геологической историей. В связи с этим было рекомендовано границу Европы и Азии проводить по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, затем по реке Эмбе. по северному берегу Каспия, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу.



Европа-Азия, 64 год (открытка, фото А. Грахова)

Таким образом, в споре о границе была поставлена точка. Урал было решено целиком относить к Европе, а Кавказ тоже целиком – к Азии. Этот вердикт ученых перечеркивает все территориальные споры о виртуальной границе между Европой и Азией по географическому или биологическому принципу, но не решает тему пограничных столбов. Потому что проблема эта не столько географическая, сколько историческая и даже нравственная.

Сегодня многочисленные обелиски с надписью «Европа-Азия» стали появляться, буквально, возле каждого уважающего себя населенного пункта и чисто их уже давно перевалило за двадцать. Но, с исторической и культурной точки зрения, ценность имеет лишь один. Тот, что был первым – обелиск на склоне горы Березовой около города Первоуральска. Тем более что пока граница по водораздельному хребту существует, и даже стала частью общечеловеческой культуры.

История появления этого обелиска берет свое начало в XIX веке. В 1829 году на Урал по приглашению правительства России для оказания содействия науке и промышленности прибыли немецкие ученые: Александр Гумбольдт, Густав Розе и Христиан Эренберг. Проведя барометрическое нивелирование Сибирского тракта от Перми до Екатеринбурга, ученые пришли к выводу, что перевал у горы Березовой (что около города Первоуральска), есть точка естественной границы между Европой и Азией на этой дороге. Впоследствии Розе писал: «Тремя верстами далее (от Шайтанского завода – авт.) у деревни Талица переезд через небольшой приток Чусовой – Талицу; это вместе с тем и последний по сибирскому тракту приток европейских рек. Далее дорога поднимается мало заметно и постепенно на протяжении шести верст, на высоту широкого горного хребта, который называется Березовой горою. От Березовой горы дорога спускается столь же постепенно, как и поднималась, и через 15 верст от Шайтанского завода, у деревни Ново-Алексеевской переезд через речку Решетку, которая впадает в Исеть, посредством ее соединяется с Тоболом и, стало быть, принадлежит уже к системе азиатских вод».

Надо сказать, что местное население особого внимания к этому участку не проявляло – не хуже, но и не лучше других. Весной 1837 года приметное место посетил девятнадцатилетний наследник трона, великий князь Александр Николаевич. 26 мая в 4 часа дня поезд из восьми шестиконных экипажей и трех троек подъехал к рубежу, отмеченному символическим столбом. Переход границы из Европы в Азию отметили скромно – «бокалом вина и поехали, теперь уже под уклон, в Азию. Впереди ждал Екатеринбург», – так отметил это событие в своем дневнике В.А. Жуковский.



К.П.Брюллов Портрет герцога М. Лейхтенбергского 1849. Лондон, Коллекция В.В. Царенкова

А вот Его Высочеству герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, посетившему Урал в сентябре 1845 года, «пограничная» идея понравилась. А так как памятника тогда еще никакого не было, то он сделал свою роспись на затесе одной из сосен Березовой горы. Надпись была покрыта стеклышком, впоследствии глубоко вросшим в дерево. Чем не памятник?

Посещение герцогом склона на Березовой горе не прошло бесследно. Мы не знаем, кто рассказал главному начальнику горных заводов хребта Уральского генералу Глинке о том случае. Но, как бы ни было, решил Владимир Андреевич, что «столь достопамятный случай должен быть ознаменован прочным памятником, и потому прилично на месте, ознаменованном присутствием Его Высочества, воздвигнуть колонну из тесаного гранита».

Из нескольких вариантов памятника был выбран тот, что показал архитектор уральских горных заводов Карл Турский. Проект, подписанный новым министром финансов Вронченко (с Канкриным этот проект вряд ли бы прошел) и одобренный Его Высочеством герцогом Лейхтенбергским, при воплощении в камне обошелся горному ведомству в 600 рублей серебром.



Директор НТЗ Федор Данилов (второй слева) и вице-президент США Ричард Никсон (четвертый слева) на границе Европы и Азии, июль 1959 года (Из фондов музея НТЗ)

Памятник, установленный на склоне горы Березовой осенью 1846 года, представлял собою четырехгранную колонну из светло-серого мрамора, в форме усеченной пирамиды, высотою около шести метров с вершиной из белого же мрамора с орнаментом, который иногда путают с «царским гербом». На стороне, обращенной к трактовой дороге, была высечена надпись «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году». Позднее на восточной стороне появилась надпись – «Азия», на западной – «Европа», а на северной – время проезда через Урал высокопоставленных путешественников, Великих князей Владимира и Алексея Александровичей.

«Граница Европы и Азии – писал Василий Немирович Данченко в конце XIX века. Сколько слез пролилось здесь! Несчастные в кандалах в последний раз оглядывались отсюда назад, на свою на веки-вечные покидаемую родину. Далекий, неприютный, чужой и холодный край начинается отсюда. Новая жизнь, новые люди, новые страдания! Воображаю, какие мысли целым роем носились в голове бедного ссыльного, когда он приваливался на краткий отдых к этой пограничной колонне. Может на каждый камень ее подножия падали горючие слезы».

Год шел за годом. По большому тракту мчались почтовые тройки, шли по этапу партии каторжан, путешествовали вельможи, странствовали писатели и ученые, купцы и мещане, крестьяне и мастеровые. Некоторые из них оставляли на памятнике свои записи. В конце XIX века очевидец писал: «К стыду, памятник весь испещрен подписями. Одни начертаны легко, другие врезаны глубоко. Мы насчитали 26 фамилий, которые не перечисляем только потому, что нам совестно за этих знаменитостей-вандалов...».

После 1917 года старались не вспоминать, в честь какого события был установлен памятник на Березовой горе и до середины XX столетия особого внимание на пирамиду ни власти, ни население не обращали. Однако в 1946 году специальным постановлением Первоуральского горисполкома памятник поставили на учет и, как смогли, отреставрировали. В конце 50-х годов вокруг обелиска поставили литую чугунную ограду и скамейки для посетителей. И с этого времени обелиск становится фирменным знаком Первоуральска. Летом 1982 года памятник на Березовой горе в очередной раз преобразился. Старый обелиск облицевали полированными плитами, на которых уже сложно было что-либо нацарапать, вместо чугунной ограды установили стальные столбики с цепями, облагородили прилегающую территорию и проложили в дорожном полотне старого Московского тракта «пограничную полоску» из змеевика.



Новый памятник, 22 мая 2008 года. Фото А. Акифьевой

В начале лета 2006 года широкой общественности стало известно о реконструкции памятного места. Казалось бы, событие крайне позитивное, если бы не одно «но» – старейшему уральскому памятнику места в новом проекте не нашлось. Одна из первоуральских газет в статье под названием «На стыке двух континентов» (не беда, что Европа и Азия не континенты, а части света – авт.), ссылаясь на помощника мэра города Первоуральска, сообщала: «Прежний знак отправлен пока на кемпинг. Старый бренд будет украшать увеселительное заведение, привлекая молодежь». Браво! Обелиск, украшавший городской герб и являющийся по сути одним из старейших уральских обелисков, доживших до наших дней, будет «украшать увеселительное заведение»!

К счастью будущее старого обелиска оказалось не столь мрачно. Под напором общественности администрация Первоуральска пошла на компромисс. И сегодня у нас не один, а два памятника. Один (коммерческий), красивый и презентабельный, установлен на склоне горы Березовой, недалеко от того места, где стоял старый памятник. Его строительство было профинансировано из областного бюджета. Другой (исторический) был установлен чуть ниже по склону, около новой дороги по соседству с родником Федора Данилова. Сделано это было на средства Новотрубного завода. К сожалению, старый оригинальный памятник (вернее то, что от него осталось) по-прежнему скрыт от глаз под полированными плитами новодела.



Старый памятник на новом месте. Фото А. Акифьевой

Жизнь не стоит на месте. Осенью 2008 года на «европейской» стороне комплекса была заложена дубовая аллея. 27 саженцев дуба, предоставленных Билимбаевским лесхозом, высадили сотрудники администрации Первоуральска, руководители заводов и почетные гости. А весной этого года на «азиатской стороне» должна появиться аллея кедров.

Источник доцент, к.и.н. Нина Валентиновна Акифьева Журнал Веси № 2-3, 2009, С 38-41.

Интерра ТВ
Интерра ТВ
Дарник Оптика