ВОПРОС 1 декабря первоуральцы отмечают важную дату – день рождения нашего города. И вот тут возникает вопрос: Какое событие предшествовало рождению города? Почему именно 1 декабря?
ОТВЕТ Вопрос простой, но ответить в двух словах не получится. Ровесник Первоуральска – Санкт-Петербург (для истории пара десятилетий не срок) ведет свою историю от закладки первого камня Петропавловской крепости. По этому примеру нам праздновать надо 25 июня (или 6 июля по новому стилю), в этот день в 1731 году комиссар Федор Неклюдов и маркшейдерский ученик Андрей Татищев вбили первые колышки в те места, «где быть плотине и фабрикам» будущего Шайтанского завода. Другой сверстник Первоуральска – Екатеринбург, считает днем своего рождения момент пробного пуска молотов. Еще не была построена своя домна, и ковать было особо нечего, зато, по давней традиции, успели к празднику – дню святой Екатерины. В Шайтанском заводе пуск молотов прошел вообще незамеченным, важно было запустить доменную печь для плавки чугуна. Печь пустили 1 декабря 1732 года. Время события подтверждено документально и до сих пор не оспаривалось. Надо иметь в виду, что 1 декабря – это дата по старому летоисчислению. По новому стилю – это 12 декабря. Другая заметная дата в истории города – 20 июня 1933 года. В этот день постановлением ВЦИК было подтверждено преобразование рабочего поселка «Первоуральский» (завод) в город, с присвоением ему названия «Первоуральск».
Вид на Шайтанский завод, начало XX века. С картины Б.Г. Жеребцова. Из фондов музея ОАО «ПНТЗ»
ВОПРОС Мы уже познакомили читателя с «шайтанскими» Демидовыми. Но наш городской округ уникален еще и тем, что Демидовым приходилось здесь как-то «уживаться» с другими магнатами, «билимбаевцами» Строгановыми.
ОТВЕТ Вы правильно заметили, уживаться – это именно тот термин, которым можно охарактеризовать взаимоотношения между заводчиками. Для братьев Демидовых Шайтанский и Ревдинский заводы, при всей их значимости, были всего лишь очередными проектами, тогда как для братьев Строгановых «железный» Билимбаевский завод был первенцем. При их-то богатстве и влиянии променять блеск и покой придворной жизни на строительные хлопоты и денежные издержки – поступок почти героический. Во время основания заводов споры между Демидовыми и Строгановыми были обычным делом. Порой «разборки» выплескивались из чиновничьих кабинетов и судебных залов в настоящие физические баталии, как говорится, «когда паны дерутся, у холопов чубы трещат».
ВОПРОС Алексей Иванов писал, что «в эпоху крепостнических горных заводов, когда научно-индустриальная мысль во многом зависела от конкретных работников, прогресс определялся отношением заводчика к своим мастеровым. И в данном случае Демидовы и Строгановы демонстрировали принципиальную разницу в подходах». Вы согласны c таким утверждением?
ОТВЕТ Разные семьи, разные судьбы, разные традиции. Ко времени постройки Шайтанского и Билимбаевского заводов Демидовы не успели еще привыкнуть к «простому» дворянскому статусу, тогда как Строгановы уже жили десять лет в баронском достоинстве, полученном от императора Петра I. Они, братья Демидовы и братья Строгановы, очень разные. Но было качество, что роднило их, – это почти маниакальное желание быть «на гребне волны». И еще, «были они люди слишком энергичные, – писал Мамин-Сибиряк, – и не стесняли себя в выборе средств при преследовании целей». Но сами по себе капиталы мало что значат для истории. Ведь признание нации зарабатывается не титулами и не суммой на банковском счету, а нравственным примером служения обществу. И я думаю, что Строгановы это осознавали в большей степени, чем Демидовы. Хотя идеализировать скопом всех Строгановых, разумеется, не стоит.
Свято-Троицкая церковь и завод в Билимбае, начало XX века. С картины Б.Г. Жеребцова. Из фондов музея ОАО «ПНТЗ»
ВОПРОС А если не скопом. На Ваш взгляд, кто из Строгановых достоин наибольшего уважения?
ОТВЕТ Среди владельцев Билимбаевского завода немало достойных людей. Это и президент Российской академии художеств Александр Сергеевич Строганов, и государственный деятель, отважный офицер Павел Александрович Строганов, и председатель Московского общества истории, основатель Строгановского художественного училища Сергей Григорьевич Строганов.
Это Софья Владимировна Строганова. «Женщина необыкновенного ума, соединенного с широким образованием и любвеобильным сердцем…», – говорили о ней современники. В то время когда в России большинство имений представляли собой феодально-крепостнические хозяйства с соответствующим уровнем взаимоотношений, в имении графини Строгановой существовали: трудовое законодательство, судебный устав, взаимное страхование от огня, страхование скота, крестьянская «ссудная касса», относительно благоустроенные школы и госпитали. И что особенно примечательно – пенсии. И не только для служащих, но и для некоторых категорий мастеровых и крестьян. Учитывая, что в те годы в России государственной пенсионной системы вообще не существовало, а советские крестьяне (колхозники) пенсионное обеспечение получили только в 1964 году, пенсионную систему в имении графини Строгановой с полным правом можно считать передовой. И, что замечательно, вся администрация ее имения состояла из местных крепостных, которые получали образование в ее собственных высших школах, а наиболее одаренные посылались за счет графини в иностранные университеты и академии.
ВОПРОС Билимбаевскому заводу можно сказать повезло, он всегда принадлежал только Строгановым, а вот Шайтанский завод постоянно переходил из рук в руки. А были ли среди владельцев предприятия люди равные по масштабу основателю, Демидову?
ОТВЕТ Братья Берги, последние владельцы Шайтанского завода, пожалуй, не уступали Демидовым в предпринимательском размахе. К двум Шайтанским металлургическим заводам они добавили химический (Хромпик). Рядом с химическим заводом Берги планировали возвести крупнейшее на Среднем Урале металлургическое предприятие полного цикла. Строительство было намечено на 1918 год.
Кстати, мало кто знает, что Билимбаевский завод ожидала иная участь. С 1909 по 1911 годы были закрыты четыре строгановские предприятия – Кувинский, Кыновский, Очерский, Павловский. А к 1920 году должны были встать Билимбаевский и Уткинский заводы. Все металлургическое производство Сергей Александрович Строганов намеривался перевести в Добрянку, построив там огромный металлургический комбинат с доменным, сталелитейным и машиностроительным производствами. Поражение белой армии, смерть императора, национализация заводов – эти события стали для Сергея Александровича Строганова последними подтверждениями происходящих в России кардинальных перемен. И граф принял решение – расстаться с Уральской частью своих владений, включая Билимбаевский завод. 22 ноября 1919 года появился документ: «Я, нижеподписавшийся, граф Сергей Александрович Строганов […] получил сего числа от Карла Иосифовича Ярошинского […] семь миллионов французских франков. В виду этого с 1(14) октября 1919 года […] господин Ярошинский становится преемником моих юридических прав по владению и пользованию Пермским нераздельным имением…».
Автор: Нина Акифьева
Текст написан по просьбе корреспондента одной из городских газет.