Наличие относительно дешевого чугуна на уральских заводах способствовало его широкому использованию и в быту, и в строительстве, и для декоративно-художественных целей. Среди первопроходцев в деле художественного литья были и мастера Билимбаевского завода.

Пепельница «Волна-наяда». Чугун. Билимбаевский завод. Пепельница фигурная, вытянутая по горизонтали. В нижней части – рельефное изображение лежащей обнаженной женщины, с обратной стороны клеймо «БИЛ. З.». Из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Чтобы у читателя не осталось сомнений о постановке литейного дела на Билимбаевском заводе, я расскажу одну историю, произошедшую в середине XIX века. В августе 1847 года «царь и бог Уральского хребта» генерал Глинка получил рапорт от подполковника Ковалевского со Златоустовских заводов, в котором говорилось о том, что временный памятник, поставленный в честь посещения рудника императором Александром I, приходит в ветхость. Ознакомившись с документом, Главный начальник Уральских горных заводов сделал приписку: «Колонна должна быть чугунной». Заказ на отливку чугунных украшений для нового памятника был поручен Каслинскому заводу. Но вот незадача: «Для отчетливой отливки украшения потребуется сделать много деревянных и металлических моделей, для резьбы и чеканки которых необходимы хорошие мастера. Но так как таковых в Каслях нет, а заводы Златоуста снабдить ими не могут, то по этим обстоятельствам он (Каслинский завод – Авт.) должен от приготовления украшений для колонны и вообще от памятника отказаться…». Однако заказ надо было выполнять. И генерал Глинка писал в Златоуст: «Вы доносили мне, что для отливки памятника на управляемых Вами заводах есть одно только затруднение. Вследствие этого, вытребовав в Билимбаевском графа Строганова заводе искусного резчика, отправляю его к Вашему Высокоблагородию. А как резчик кончит свое дело – отправить его обратно в Билимбаевский завод, возвратив Уральскому горному правлению отпущенные им деньги на проезд до Златоуста. Расходы на проезд и содержание резчика, отнести за счёт ассигнований на сооружение памятника». В августе 1850 года новый памятник императору был готов. Имя же искусного мастера сохранил нам бухгалтерский документ – своеобразный командировочный отчёт. Из него можно узнать, что резчик Билимбаевского завода в ответ на просьбу о выделении ему кормовых на шесть дней, таковые получил в сумме 90 копеек серебром. А главное, к делу подшита четкая расписка: «Афанасий Тарханов».

Охотничья собака, сеттер (13 см. × 29 см). Чугун. Билимбаевский завод. На тыльной стороне подставки штамп «БЗД». Частная коллекция
В Билимбае был отлит, возможно, первый на горнозаводском Урале чугунный памятник – столб оригинальной формы в виде монумента, оканчивающийся вверху головой с двумя лицами как у Януса. Фёдор Васильевич Гилёв вспоминал: «Эта статуя была отлита на Билимбаевском заводе 200 лет тому назад и сохраняется как памятник первого формовочного литья. Большая голова, раскрытый рот, чуть не до ушей, вся фигура статуи напоминает скорей какого-то идола». Очевидцы утверждали, что еще в середине XIX века на плите, составляющей подножие тумбы, можно было прочитать надпись о введении в действие Билимбаевского завода. История памятника тесно связана с шутовской традицией, существовавшей у бурлаков. Обычай этот заключался в том, что каждый прибывший для сплава каравана новичок посвящался здесь в звание бурлака. Церемония посвящения была незатейлива и больше походила на языческий обряд. «Новичка приводили сюда товарищи и обязательно заставляли кланяться до земли и целовать «статую» в открытые уста. Нередко случалось, что в момент поцелуя какой-нибудь весельчак, потехи ради, вдруг неожиданно толкнет голову товарища, намеревавшегося приложиться к чугунным губам «статуи». Раздаётся отчаянный крик окровянившегося новичка и дружный хохот собравшейся здесь публики. Бывали случаи, что потеха эта стоила злополучному новичку нескольких зубов». Тумба эта была примечательна еще и тем, что в былые времена она играла роль идола для «инородцев» Нанимаясь на сплав, они клали в открытые пасти идола сухари, прося «чугунную бабушку» спасти их от смерти в воде. Петр Александрович Вологдин, писал: «Две такие же точно тумбы, очевидно отлитые по одной модели, можно видеть в Петербурге, у ворот дома графа Строганова (Невский, у Полицейского моста), где они защищают цоколь дома от порчи осями экипажей. В Билимбае же тумба-идол служит ныне для привязи лошадей приезжающих крестьян».

Напольная плита Свято-Троицкого храма, Билимбай, чугун, литье, 62 см. × 62 см. Отлита на Билимбаевском заводе, примерно в середине XIX века. Музей школы № 23 п. Билимбай
В первой половине XIX века билимбаевские мастера искусно выполняли заказы на художественные чугунные отливки: плиты для пола с рельефными орнаментами, ажурные могильные кресты, надгробные плиты с надписями. Звезда ранней советской журналистики, Лариса Рейснер (Троцкий говорил, что ее иронический ум сочетался с мужеством воина. Мандельштам сравнивал её с зеленоглазой русалкой, а Николай Гумилёв воспевал её «ионический завиток»), посетив в начале 1920-х годов Билимбай, писала: «…Даже главный фабричный корпус сохранил нечто от тех расточительных, падких до внешнего блеска времен. Какие-то венки еще завиваются на фасаде, нечто вроде декоративных колонок жмется у входа в плавильный цех. Медленные локти 50-летних водяных турбин двигаются не спеша, с некоторой старомодной величавостью. Чугунная затейливая решетка, которой они обнесены (таких теперь нигде нет), несколько походит на решетки, какими на старинных барских кладбищах обнесены могилы почётных, давно вымерших семейств».

Пресс «Шелудивый пес». Чугун. На четырехугольной профилированной подставке (16 см. × 10 см.) сидит собака и левой задней лапой чешет ухо. По модели начала XIX века. На тыльной стороне подставки штамп «Шайтанский завод 1840».
В начале XX века в Билимбае сделали попытку восстановить производство художественного литья по моделям Каслинского и Кусинского заводов. В коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств есть несколько отливок, выполненных в конце XIX – начале XX века на Билимбаевском заводе. Впрочем, попытка эта, судя по малому количеству сохранившихся экземпляров, была не очень успешной. Конкурировать с Каслинским и Кусинским заводами, даже демпингуя ценами, было невозможно.

Пепельница «Лист», алюминий, литье, 1950-е годы?, размер: 20 см. × 17 см. Частная коллекция
В начале 1920-х годов в период «нэповской перестройки» отливкой художественных изделий из металла занимались многие кустарные артели. Но из старых художественных форм отливались, как правило, только пепельницы без клейм. Такие могли делать в «ваграночном заведении» братьев Сосуновых или в заводской «литейке» наследников А.А. Аржанникова.

Реклама Шайтанского завода наследников А.А. Аржанникова, 1911 год
Автор: Н. В. АКИФЬЕВА ©
Источник: Акифьева Н.В. Билимбаевские рассказы / Нина Акифьева. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 2016. - 311 с. ISBN 978-85383-645-7