Это статья о валидаторах, кондукторах, безналичном расчёте, проездных и кондукторах.
Мир изменился, и изменились и способы оплаты. Доля безналичных платежей в России уже давно стала больше, чем наличными. Также изменились и способы оплаты. Зачем содержать штат людей, смысл которых только в том, чтобы прислонить вашу карту и выдать бумажку.
Переход на безналичный расчёт был не резким. Понятно, зачем нужен человек, для приёма налички, но, когда все просто прислоняют карту, смысл поменялся. Кстати, много кондукторов подворовывает эту самую наличку, и этот ущерб не сильно меньше ущерба от зайцев. В случае Первоуральском, поскольку вообще никто из пассажиров никогда не берёт билет, то наличка разворовывается вся. Постоянно, когда захожу в автобус и прошу билет, водитель лезет за рулоном билетов чуть ли не в багажник, открывает 7 пакетов, разрывает скотч и начинает новую пачку.
Когда стало много карт, то начали ставить электронные валидаторы. Прислоняешь карту и получаешь свою бумажку. А за наличку? Или купить билет в автомате (в России такое не распространено, или купить у водителя, но... с наценкой. Отвлекать водителя от поездки должно стоить денег. Вообще не будет проблем, если проезд по карте будет стоить 20 рублей, а за наличку 100. Никто вас не заставляет её использовать, а если не переходите на карты, то будьте добры платить.
Но и билеты в эти терминалы должен кто-то заправлять, а чековая бумага заканчивается. И тут мы переходим к вопросу, а нужна ли бумага?
В Новосибирске год назад закончилась чековая бумага и... её перестали выдавать. Оплачиваешь проезд у кондуктора и... и всё (за наличку дают, за безнал не дают). Аналогично билеты не дают на валидаторах. В трамвае в Верхнюю Пышму нет кондукторов, и валидатор не даёт чеки. Аналогично вводят в Челябинске.
Как контролировать безбилетников? Контролёрами. Одна бригада контролёров на линии может заменить десяток кондукторов. Зашёл, нет билета - штраф. И не 100 рублей, такой штраф даже школьников не напугает. 1000-5000. Заплатил один раз, и больше нарушать как-то не хочется. Штраф, это наказание, а не налог за безбилетный проезд (или превышение скорости как сейчас). Аналогично без бумаги - прислоняешь свою банковскую карту или транспортную карту, и сразу видно, платил ли человек.
Чтобы подумать о переходе к без кондукторной системе Екатеринбургу потребовалась нехватка больше тысячи человек персонала. Ведь Гортранс теряет огромные деньги из-за того, что билеты нельзя купить физически. Одна кондуктор на 2 трамвая, пока её где-то зажали в соседнем вагоне, пока она дойдёт все уже доедут до своей остановки и выйдут. При этом все эти люди могли заплатить картой, а кондуктор приняла бы наличку и проверила тех, кто с картой. Но пока, почти не делается шагов к изменениям в Екатеринбурге. Только сегодня ехал в троллейбусе без кондуктора, где на каждой остановке троллейбус превращался в маршрутку.
В Москве вы даже за наличку билет не сможете купить. Нет карты - не проблемы городского транспорта. И это не просто так, это способ пересадить людей на проездные.
Все эти заморочки не должны волновать пассажира, если у него есть проездной. Должен быть удобный месячный безлимитный проездной. Заплатил 1000 рублей и ездишь спокойно месяц, не думая, пересадка не пересадка, наличка не наличка и тд. Месячный проездной в Москве на трамвай, троллейбус, автобус, электробус, метро, монорельс, мцк, мцд, корабли стоит дешевле чем в Екатеринбурге! А проездной в Праге стоит дешевле, чем в Москве. Дорогие проездные никто не будет покупать.
Билеты, кондукторы и наличка- прошлый век. В современных транспортных системах они не нужны.