Самые ценные российские бренды в 2010 году

МТС, Билайн и Балтика стали самыми ценными российскими брендами в 2010 году – таков результат очередного рейтинга, подготовленного компанией Interbrand. Всего в список вошло 40 брендов, суммарная стоимость которых, по оценкам Interbrand, составляет почти 659 млрд руб., или 24 млрд долл.
Примечательно, но несмотря на то что предыдущий рейтинг отечественных брендов составлялся еще в 2008 году, когда кризис в России находился на так называемом пике своего развития, его результаты были даже несколько лучше, чем сейчас.
Как отмечают специалисты из Interbrand, в ноябре 2008 года, когда был публикован предыдущий рейтинг «Самые ценные российские бренды», совокупная стоимость брендов выросла на 6.4% по сравнению с 2007 годом, явившись результатом последовательного инвестирования в бренд на всех рынках. «Сегодня, два года спустя, наблюдая последствия кризиса в мире и в России, в частности, мы замечаем падение совокупной стоимости брендов почти на 8% по сравнению с 2008 годом. Рассматривая ситуацию более детально, мы видим, что в течение этих двух лет большинство компаний вели себя по одному из двух следующих сценариев: либо сокращали или полностью прекращали коммуникации бренда, либо, напротив, пользуясь низкой стоимостью медиаканалов и пассивностью конкурентов, инвестировали в развитие бренда и наращивали интенсивность коммуникаций. Последние сумели значительно увеличить стоимость своих брендов», - отмечают в компании.
В целом, по мнению составителей рейтинга, кризис оказался серьезной проверкой: он выявил по-настоящему сильные бренды и расчистил путь для самых смелых, кто не побоялся наращивать инвестиции в бренд и выиграл от этого. МТС вырвался вперед, впервые отвоевав у «Билайна» первую позицию. 14 брендов из прошлого рейтинга не попали в настоящий – их место заняли 10 новичков и 4 бренда, ранее фигурировавших в предыдущих рейтингах. Банк Москвы (-30.4%), не предпринимавший в последние два года видимых усилий по развитию своего бренда, не сумел предотвратить его стагнацию и сохранить его стоимость.
Альфа-Банку (-20.9%) за последние два года не удалось удержать репутацию инновационного лидера в банковской рознице, что привело к снижению силы бренда. «Домик в деревне» (-20.4%), по-видимому, перестал быть приоритетным брендом в портфеле «Вимм-Билль-Данна»: основные ресурсы и усилия материнская компания перераспределяет в пользу иных брендов. ВТБ (+35.5%) и Сбербанк (+47.3%) добились серьезного увеличения стоимости своих брендов благодаря расширению инвестиций в маркетинг и существенному увеличению фактора доверия в пору кризиса. Еще одним победителем стал «Связной» (+30.9%), инвестиции которого в улучшение розничной сети позволили компании значительно опередить конкурентов.
Несмотря на проблемы последних двух лет, отмечают эксперты, бесспорным остается тот факт, что роль брендов в жизни людей по-прежнему высока. Бренды, их способность влиять на выбор, создавать доверие и лояльность и увеличивать ценовую премию, важны сейчас как никогда. Рассматривая ситуацию в России в контексте остальных стран БРИК, можно сказать, что российские бренды идут по верному пути и вскоре выйдут на мировой уровень, если будут следовать правилам профессионального построения и управления брендом.