Мы в ирландском зеркале

9 августа 2010 г. 8:42
1212
0
Мы в ирландском зеркале

После строгой школьной и веселой студенческой классики, перемежавшейся советской драматургией, первоуральский муниципальный театр драмы принял к постановке принципиально иную пьесу современного англоязычного автора.

Перемены к грядущему театральному сезону в «Варианте» были произведены немалые. О начале совместного проекта управления культуры ГО Первоуральск и муниципального театра «Новая драма. Театральная лаборатория: поиск счастья» наша газета уже писала. Теперь настала очередь убедиться воочию: во главе с новым директором (Юрий Крылов) и приглашенным режиссером (Эдуард Шахов) труппа готовит первоуральскому зрителю немалый сюрприз.

На закрытом прогоне одного из экспериментальных премьерных спектаклей – все свои, да приглашенные журналисты. Сегодня нам показывают отрывок из «Сиротливого Запада» - спектакля по пьесе сравнительно молодого, абсолютно успешного и безоговорочно талантливого ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Неискушенному зрителю это имя пока неизвестно – что ж, досадное недоразумение пора исправлять. Любимчика критики, Макдонаха уже давно ставят во всем мире, теперь очередь дошла и до Первоуральска. Впрочем, как выясняется еще до начала репетиции, обратиться к пьесам талантливого ирландца раньше «вариантовцам» мешали не столь моральные, сколь материальные условности.

- Три года назад мы уже «примеряли» Макдонаха к себе, - вспоминает режиссер и один из ведущих актеров театра «Вариант» Дмитрий Плохов. – Но для реализации этой идеи нужны были определенные условия. Тогда за право постановки следовало заплатить драматургу порядка 700 долларов, а затем производить отчисления с каждого сыгранного спектакля. Сегодня эта цифра составляет порядка 500 евро.
Возвращению к Макдонаху Дмитрий Плохов рад: необычный взгляд драматурга на окружающую действительность ему импонирует. Пьесу «Сиротливый Запад» он, исполнитель одной из главных ролей, определяет как «страшную в своей жизненности»: то, что происходит с жителями маленького ирландского городка Линейн, зачастую можно увидеть в криминальных программах нашего, российского телевидения.

В предлагаемых Макдонахом обстоятельствах захолустный городок переживает череду смертей, но пугают они, похоже, лишь приезжего священника, отца Уэлша, который от осознания собственного бессилия начинает прикладываться к бутылке. Уэлша играет Андрей Мурайкин, привычный первоуральской публике в ролях «хозяев жизни», будь то глава клана Монтекки или барин Паратов. Видеть его испуганным «плаксой», идеалистом, столкнувшимся с мерзостью жизни и беспощадностью смерти, – по меньшей мере непривычно, но тем и интересно. Впрочем, в этом немноголюдном спектакле все актеры не на своих местах. «Хорошие парни» Дмитрий Плохов и Сергей Дубовиков, из сезона в сезон воплощавшие всю плеяду романтических и комических героев, здесь предстают двумя братьями-«отморозками». Одному из них ничего не стоит выстрелить в собственного отца из-за того, что тот охаял новую прическу сына, а второй готов прикрыть убийство в обмен на кое-какие материальные ценности. Это не про нашу жизнь, скажете? Включите любой новостной канал, или откройте в газете криминальную сводку новостей. Где Линейн, где, казалось бы, Первоуральск – а людей и там и здесь засасывает болото тотальной беспринципности и безнравственности.

Все три актера, участвовавшие в прогоне, в один голос заявляют: собственных персонажей им понять, а главное – оправдать, - не так-то легко.

- Нормальная ситуация, - уверяет режиссер спектакля Эдуард шахов. – Актер должен играть отношение к своему персонажу, он ему либо прокурор, либо адвокат.

По поводу оригинального распределения ролей в новом спектакле Шахов разъясняет: одна из задач его как режиссера – проявить актеров в новом качестве.

- Если все получится, будет приятно и зрителю, и самим актерам, - улыбается он. И тут же осторожничает: - Я говорю «если получится», поскольку не стоит кричать «Гоп!», пока не перепрыгнул. Мы народ суеверный. Но уже сейчас, после нескольких всего репетиций с этим актерским составом, можно сказать: материал благодатный, как драматургический, так и актерский.

Как первый зритель могу подтвердить: сомнений в качестве драматургии Макдонаха и сценического воплощения его ведущими артистами «Варианта» не возникает. А вот сомнения в реакции публики, как ни странно, присутствуют. Готов ли среднестатистический зритель Первоуральского муниципального театра увидеть принципиально новую постановку? Проверить это можно будет лишь эмпирически, осенью. С уверенностью можно сказать одно: на премьеру «Сиротливого запада» стоит придти даже тем, кто по каким-либо причинам не посещал местный театр ранее, предпочитая ему гастрольные спектакли, поездки в Екатеринбург или вовсе сидение дома у телека. Время разбивать стереотипы. Время посмотреть на нас самих в кривое ирландское зеркало.

Справка:

Мартин МакДонах, ирландский драматург, штатный драматург Королевского Национального Театра в Лондоне, обладатель многочисленных наград в области драматургии, – своего рода чудо в современном театре. Свою первую пьесу «Королева красоты из Линена» (1996) Макдонах написал за восемь дней. К тому времени, когда эта вещь была впервые поставлена в Лондоне в 1997 году, Мартину было 27 лет. После первой постановки пьеса выдвинута на премию «Tony» в шести номинациях.
После всеевропейского признания «ирландские комедии» докатились и до России.
Пьесы, насыщенные мрачным, тарантиновским юмором, острым, неожиданно развертывающимся сюжетом, с героями – изгоями и чудаками, по своей сути оказались близки русской сценической традиции. МакДонах, шаг за шагом, с помощью превосходной драматургической техники, вскрывает человеческую природу, и его открытия иногда шокирует и ужасают, но уже через минуту дарят надежду. Может быть, именно поэтому, МакДонах – не только один из самых популярных, но и один из самых гуманистичных авторов современности.

© Вечерний Первоуральск

Сообщите новость
Пришлите свою новость или расскажите о проблеме в редакцию
Мебель студия
Интерра Онлайн
Варикоза нет