"75% свердловчан ведут учёт своих расходов, пусть и нерегулярно"
Специалисты по защите прав потребителей областного управления Роспотребнадзора и «Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» провели ежегодное анкетирование свердловчан для оценки финансовой грамотности.
В 2023 году на вопросы анкеты ответили 2511 жителей разных возрастов и сфер деятельности, в том числе студенты и пенсионеры. 73% респондентов - женщины.
В ходе проведения анкетирования предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся отношений потребителя с банками и страховыми компаниями, ответственности за задолженность перед кредиторами:
- 75% респондентов отметили, что ведут учёт своих расходов, пусть и нерегулярно.
- 40% опрошенных в течение прошлого года не пользовались заемными денежными средствами.
- 35%воспользовались потребительским или ипотечным кредитом в банке.
- 17%занимали денежные средства на текущие нужды, в основном у своих родственников, друзей и знакомых.
Основной источник получения информации по финансовым вопросам:
- новостные сайты, социальные сети, видеоролики и блоги – 33%,
- печатные издания и телепередачи – 25%.
- не интересуются данной информацией – 24%.
Как правильно погасить кредит досрочно, ответили 73% опрошенных – необходимо внести остаток задолженности на счет и сообщить банку о необходимости списать деньги в счет досрочного погашения.
69% опрошенных верно ответили на вопрос о праве потребителя отказаться от дополнительных платных услуг, предоставленных при кредитовании и связанных с кредитом. Столько же респондентов были правы в ответе о неправомерности кредитной организации в одностороннем порядке увеличить процентную ставку по кредитному договору.
Затруднение вызвал вопрос о порядке взаимодействия с коллектором и праве должника отказаться от такого взаимодействия. Только 49% респондентов смогли правильно указать, что отказ от взаимодействия возможен, если направить заявление об отказе через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить заявление под расписку не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки. 18% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Другой затруднительный вопрос касался необходимости обязательного досудебного обращения потребителя к финансовому уполномоченному. 54% респондентов правильно ответили, что такое обращение предусмотрено по договорам с банками, микрофинансовыми, страховыми и иными финансовыми организациями, если требования потребителя не превышают 500 тысяч рублей, а по договорам ОСАГО - без ограничения суммы. 20% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.
В целом, анкетирование показало, что уровень финансовой грамотности свердловчан повысился до 59% (в 2022 году – 53%).