Администрация Первоуральска приступает к масштабной реорганизации МПО ЖКХ и системы благоустройства города
Оснащение техникой МПО ЖКХ лежит на бюджете города. Сейчас в предприятии всего 41 единица оборудования и техники, при этом 29 из них — с годом выпуска 1989-1998 годов и износом практически 100%. Для того, чтобы содержать город в порядке, нужно приобрести, как минимум, 4 трактора МТЗ-82 для содержания тротуаров 4-5 самосвалов 2 погрузчика для вывоза снега и мусора.
О том, что система благоустройства города нуждается в кардинальных изменениях, понятно даже тем, кого качество дорог, количество грязи на улицах города и отсутствие зеленых насаждений, казалось бы, не касается вовсе. Из года в год повторяется одно и то же — снег сходит, а вместе с ним исчезает асфальт, город приобретает вид какого-то зачуханного уродца, до которого ни одной коммунальной службе нет дела.
Единственное предприятие, которое создано именно для того, чтобы окружающий мир радовал первоуральцев, МПО ЖКХ. Около двух лет шли разговоры о реорганизации данного МУПа. В результате сегодня МПО ЖКХ находится на грани банкротства. Не хватает не только финансов — сотрудники разбежались, парк нуждается в серьезном техперевооружении.
Реанимировать гибнущее предприятие призван, пожалуй, один из самых опытных и авторитетных коммунальщиков Первоуральска Юрий Попов, который сегодня отвечает на наши вопросы.
В МПО ЖКХ — «каменный век»
— Юрий Клементьевич, вы назначены замдиректора по развитию МПО ЖКХ. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние предприятия?
— Предприятия практически уже нет. Потому что его руководство вынуждено планировать работу под выделенные деньги, так как единственным заказчиком и работодателем для всех МУПов является администрация. Я всю жизнь говорил, что содержание дорог — это целая система. Даже в правилах благоустройства написано, что это целый комплекс мероприятий. А как эту систему можно поддерживать в нормальном состоянии, если на сегодняшний день в МПО ЖКХ всего восемь дорожных рабочих? Я когда работал начальником цеха благоустройства Новотрубного завода, у меня там трудилось 28 дорожников и 20 «зелененьких». И обслуживали они только Новотрубный завод.
Сейчас в МПО ЖКХ — «каменный век». Я в 1973 году там работал, тогда тоже это предприятие финансировалось по остаточному принципу, когда это был комбинат коммунальных предприятий. Так по сравнению с 1973 годом, сейчас — это ни о чем. Я не понимаю, как еще там люди работают. Многие просто держатся за место, поскольку просто больше пойти некуда в городе. Сейчас денег еле-еде наскребают на зарплату, запчасти купить вообще не на что, спецодежду — просто нет денег.
— Насколько я помню, были какие-то проблемы и с котельными, стоящими на балансе в МПО ЖКХ…
— На балансе МПО ЖКХ три котельные. Дебиторская задолженность огромная. И пар выключить не могут, потому что должны подавать его социально-значимым объектам — бане, горбольнице № 1. Сейчас «Севергаз» подал в арбитраж на этот МУП — долг 1 млн 300 тысяч рублей. Если предприятие в течение 45 дней не погасит его, счет закроют, люди опять без зарплаты останутся.
А одна из причин в том, что три года назад ЗАО «Нурэнерго» (учредитель Марат Сафиуллин) взял эти котельные в аренду, накопил долгов на 800 с лишним тысяч и быстренько слинял. Вроде и бумаги выставляли, а долг так и повис просто на предприятии. Сегодня деньги нужно как-то «Севергазу» отдавать. То же самое и с арендой «Чистого города» — долг «висит» 800 с лишним тысяч. Если бы эти две компании заплатили, мы бы расплатились с «Севергазом» без проблем. И вот таких нюансов в деятельности МПО ЖКХ много.
Меняем систему
— Одна из главных причин нынешнего состояния МПО ЖКХ — низкая конкурентная способность. Большинство муниципальных конкурсов это предприятие проигрывает в силу того, что другие предлагают более выгодные для администрации суммы контрактов. На ваш взгляд, что можно сделать?
— Да, у нас связаны руки тендерами и 94-м законом, который предполагали, что будет антикоррупционным, а на деле он оказался самым коррупционным. Менять надо систему подхода. Для чего делается тендер на содержание аллей? Зимой она снегом завалена, по ней ходить невозможно, летом там лопухи и репей растут.
Народ сейчас не верит власти, в первую очередь потому, что видит — для него в городе ничего не делается. Проводили многочисленные опросы. На вопрос, какая самая главная проблема в городе, большинство первоуральцев отвечало — дороги, тротуары, грязь, мусор. Мало кто вспоминал о воде и тепле. А вот про грязь и колдобины вспомнили. И как не вспомнить, если за зиму тротуары центральных улиц ни один тракторишка не прошел!
Юрий Попов, замдиректора по развитию МПО ЖКХ
Или тендер на текущий ремонт дорог? Такого понятия — «текущий ремонт дорог» нет вообще. Все это должно входить в содержание. Скажем, у нас город вообще не приспособлен к таянию снега. На проспекте Ильича один ливненый колодец, который сделали напротив интерната. На Ватутина ливненвок вообще нет. Раз этого нет, нужно чистить и вывозить снег регулярно. В прошлом году 9 миллионов было всего — это вообще не о чем. В этом году 15 миллионов. На эти деньги и планируется все. Запланировали вывоз снега 2000 кубов — все. А нужно было вывезти 200 тысяч как минимум. Вот тогда бы сейчас этого ужаса на проезжей части не было. Откуда у нас дороги будут? Дороги нужно содержать, а не ремонтировать. Мы больше теряем на ремонтах. Просто закапываем деньги в яму.
Поэтому я сейчас доказываю новой администрации, что надо проводить тендер не на содержание дорог, а на содержание территории города, куда войдет и содержание аллеи, и содержание тротуаров, и расчистка дорог, все их комплексное обустройство — столбы, освещения, остановочные комплексы, цветники. Все там должно быть заложено. Если муниципальный заказ не будет дробиться, будет больше вероятность того, что выполнять его не возьмется фирма, у которой совершенно для этого нет возможностей и желания. И еще обязательное условие поставить — чтобы база была здесь. Вот тогда МПО ЖКХ получит и фронт работы, и людей можно нанимать, и спрашивать потом с них.
Доказать депутатам
— Сегодня ресурсы МПО ЖКХ вообще позволяют в нормальном виде содержать город? Или надо все кардинальным образом менять?
— Такая система, как сейчас, она нежизнеспособна при таком финансировании. Сейчас вот они только остановки чистят и некоторые пешеходные переходы. Это какая-то «летучая бригада». И то администрация включила в муниципальный контракт только пять тротуаров. Вот сегодня на содержание дорог дали 17,5 миллионов. Причем они же делятся — на вывоз снега, на содержание знаков, на подсыпку. А дали бы 80, можно было бы спрашивать. Зачем нам «росселевскую» машину за 4млн (вакуумная тротуаро-уборочная машина МК-1500 — ред.) засунули? Это мертворожденный ребенок. За те же деньги можно было бы купить четыре нормальных плужно-щеточных тракторишки, которые бы всю зиму работали и весной бы собирали отсев с дорог.
Мне нужно представить полную картину того, что можно сделать, чтобы система благоустройства Первоуральска вышла на совершенно новый качественный уровень. Срок мне поставили до августа — до формирования бюджета. Нет проблем — я все посчитаю, вплоть до штатного расписания. И потом уже задача администрации будет доказать нашим депутатам, что это действительно важные затраты, не запланировав которые, у нас может начаться настоящая разруха.
Довели до «ручки»
Михаил Власов, первый вице-мэр Первоуральска:
— Сейчас мы создаем новую структуру управления коммунальным хозяйством. Глава этим вопросом занимается. В четверг они поедут в Новоуральск, где есть нормальная система коммунальных предприятий. У нас ведь до смешного дошли. Объявили субботник, надо людей развести, фронт работы определить, потом работу принять — а здесь никого нет! Этот вопрос серьезный, он уже обсуждается. Новый бюджет должен приниматься с учетом создания нового предприятия, а то ведь стыдно уже. Когда я уходил из города, таких вопросов вообще не стояло. И как это все до «ручки» довели? Не любят они просто город… И что за позиция руководства — не дают денег, ну и ладно. Заплатили за карамель, шоколадных конфет не будет. Смысл биться в стену, если сказали — надо 80 миллионов, а дали 17. Вот мы на 27 и будем вам делать! Но вообще-то все руководители муниципальных предприятий должны интересы города на Думе уметь отстаивать. Хотя, видимо, руководство МПО ЖКХ предпочитает жить по принципу — моя хата с краю. Главное, на работу хожу, зарплату получаю…
© Городские вести