Держать вожжи легче, чем бразды правления

23 января 2013 г. 10:30
2587
7
Держать вожжи легче, чем бразды правления

После рождественских каникул начался отсчет весенней сессии Государственной Думы, и трудно предугадать, какие еще сюрпризы преподнесет главный законодательный орган страны своему народу. Пока ясно одно: государство последовательно ужесточает нашу персональную ответственность, вводя административные и уголовные санкции за действия гражданина, которые вводятся в ранг нарушений.

В минувшее воскресенье оппозиция провела акцию протеста против так называемого закона Димы Яковлева, которым введен запрет на усыновление американцами российских сирот. Депутат Николай Езерский свой личный протест выразил раньше, он не ни разу не нажал кнопку «ЗА», когда Дума рассматривала законопроект «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

- Николай Николаевич, вы оказались в числе тридцати депутатов, не поставивших подпись под государственным документом, который должен был продемонстрировать полное единство власти перед «шантажом США». Его инициировали руководители всех парламентских фракций и сенаторы, его без колебания подписал Президент, и все эти политики до сих пор разъясняют народу симметричность и адекватность ответа «закону Магницкого». Вы рискуете быть не понятым.

- Ситуация на самом деле была жесткая. Как только стало известно, что под законопроектом расписались все лидеры фракций, девяносто девять процентов депутатов «автоматически» поняли, что должны этому последовать. Все-таки есть партийная дисциплина, и мне бы тоже не хотелось ее нарушать. Но чем дольше я работаю в Думе, тем лучше понимаю: надо обязательно от строчки до строчки читать то, за что придется голосовать, не случайно ведь говорят, что «дьявол скрыт в деталях».

В первоначальном документе меня обеспокоило то, что санкции применялись бы к любому американскому гражданину и по любому поводу. То есть мы давали право исполнительной власти самостоятельно принимать решение по поводу неугодных людей.

- Но ведь и США приблизительно так поступили.

- Нет, не так. США четко объяснили причину и написали фамилии нежелательных персон. Нас несколько лет просили самостоятельно расследовать запутанную историю кражи государственных средств. Мы же говорим так: если с каким-либо российским гражданином на вашей территории что-то произойдет, виновник должен будет нести такую, такую и такую ответственность. Понимаете, так не бывает. Какая же это адекватная реакция, если машут дубиной в расчете на то, что кто-нибудь под нее попадет? Вот если бы мне МИД показал перечень проступков граждан США перед россиянами, я бы, разумеется, сказал закону «да». Я ведь с пониманием отношусь к ситуации, когда в ответ на высылку наших дипломатов Россия высылает дипломатов иностранных – это сложившаяся симметрия, это нормально.

Вот этой полной обезличенностью мне законопроект не понравился, но даже в дурном сне не мог себе представить, что к следующему чтению внесут «детскую» поправку. И я знаю депутатов, которые были в полном шоке, когда ее прочитали. Но надо было показать стране и миру единое широкое общественное мнение, и последовала соответствующая обработка. Те, кто подписался под законопроектом в первоначальном его варианте, уже не могли отступить назад. Мне в этом плане было морально проще: я не поддерживал законопроект с самого начала, поэтому с чистой совестью не голосовал за чудовищную поправку. И теперь полностью уверен в том, что не может быть адекватным ответ, который ущемляет права твоих сограждан, пусть его небольшой части, но и без того обиженной судьбой.

Даже если мы десяток детей не смогли пролечить, это уже преступление. О чем говорим? Мы же постоянно всем миром собираем деньги на лечение детей в зарубежных клиниках – смотрите газеты, Интернет-сайты, бегущую строку на телеканалах. Этим мы признаем, что в той же Америке медицина много лучше. И должны признать, что нет в Соединенных Штатах сиротских домов. Да, там есть «отказники», но их тут же устраивают в семьи. Там эта уже исторически сложившаяся система: и нормальный климат, и сильное здравоохранение, и высокий уровень жизни, и крепкая социальная поддержка, и, наконец, просто душевная доброта.

Не буду скрывать, полмира объездил – будучи директором завода, парламентарием, туристом. Лучших условий для инвалидов – детей и взрослых – не видел нигде. Начиная от бытовых условий в жилых домах и общественных местах и заканчивая специальными методиками оздоровления, обучения, адаптации к окружающей среде. Там на стадионе первым кругом люди в инвалидных колясках, где вы у нас это увидите… Чисто по-человечески запрета для сирот на лучшую жизнь делать нельзя!

- Вся беда в том, что в нашей стране мало к чему подходят чисто по-человечески. Впереди всего политика. Даже не политика, а политические интриги, демарши, выходки. В связи с этим хотелось бы услышать ваше мнение о том, что сейчас происходит на малой родине, в Первоуральске, где городская дума восстала против мэра. По сути это второй тур борьбы владельцев ПНТЗ против избранного градоначальника, в первом они победили – Федоров ушел под давлением. И дело здесь, кажется, не в личности Переверзева, он, в конце концов, без работы не останется, а в том, что не угоден будет всякий, кто не пойдет на сговор с акционерами. Достаточно почитать письмо господина Жданя к господину Переверзеву, в котором он настаивает на совместном содержании заводских социальных объектов, чтобы понять, зачем Комарову и Федорову контроль над местной властью. Отсюда и желание поменять городской Устав и внедрить «двухголовую» систему управления, при которой обе головы – свои. В принципе депутаты, которые это движение активно поддерживают, этой цели не отвергают, а только утверждают, что она Первоуральску на пользу. Ваше мнение?

-У меня, наверное, как ни у кого другого, много личных претензий к главе города. Но еще раз хочу сказать: ко мне можно «приклеить» все, кроме каких-то личных обид и нереализованных планов. Кем бы я в Первоуральске ни работал, общественное мнение и общественные приоритеты всегда на первом месте. И будучи директором завода, никогда не переваливал свою меру ответственности на власть. Сам думал, как строить жилье, как ремонтировать детский сад, как людей оздоравливать, женить и хоронить. Такую персональную ответственность должен нести каждый руководитель, а теперь и акционер.

Внимательно отслеживая работу мэра, могу сказать: он все делает абсолютно правильно. Я не знаю, советуется ли он с кем-нибудь, как он строит взаимоотношения с думой, это я могу отследить только по публикациям в СМИ. Но пока Переверзев проявляет себя как хозяйственник, который заботится о благополучии горожан. Но почему-то любое его движение отдельными депутатами и средствами массовой информации критикуется. Ну, простой пример. Глава сам просит прокуратуру рассмотреть работу управляющих компаний с точки зрения законности, найти ответственных за нарушения, и это для него оборачивается бумерангом. Как будто он все это безобразие инициировал.

Прокуратура тоже виновата, она должна была первой это вскрыть и запретить. Или она не видела, что в городе давно творится? Носом ткнул Генеральный прокурор, но ему снова подсунули бумажки «на конкретного человека», на мэра, а не о системе, сложившейся годами.

Точно также все молчали, когда ПНТЗ передавал городу «убитые» стадион, ледовый дворец. Все просто в наглую спихнули, и это не является секретом. Так не поступило ни одно другое крупное предприятие. И ни одно из них главу не шантажирует, может директор содержать соцкультбыт безубыточно, хвала ему, не может – его проблема. Есть законный путь: приводи объекты в полный порядок и передавай на баланс города.

Все должны понять, что эпоха так называемого градообразующего предприятия закончилась. Эти заводы и создали проблему моногородов, а у нас, к счастью, город живет и развивается не за счет одного предприятия, а за счет нескольких крупных, множества мелких и индивидуальных предпринимателей. Город спасается не Новотрубным заводом, все работающие в Первоуральске люди вносят свою лепту. Так о ком должен думать глава города, о благополучии владельцев завода или обо всех ста сорока тысячах жителей, включая тружеников ПНТЗ?!

Давайте не будем пускать пыль себе в глаза. Ни один сити-менеджер в Свердловской области свою состоятельность не подтвердил. Есть пример Артемовска, есть печальный пример Ревды. Все убедились, что избранный народом и ему же подотчетный мэр решает вопросы более эффективно и не работает на благополучие отдельной финансовой группы. Даже Путин, который еще недавно был сторонником назначения сенаторов, губернаторов, признал, что власть надо все-таки выбирать. Тем более в городе, где приоритет не политическая ангажированность, а обыкновенные хозяйственные дела на благо людей. Какие у гордумы к мэру претензии?

- Да всякие, судя по поведению большинства. Например, в январе – феврале хочется получить отчеты по всем направлениям работы и непременно из уст градоначальника. В декабре, например, начальника управления образования Журавлеву буквально выжили с трибуны, отказавшись выслушать отчет о ситуации с местами в детсадах. Скажите, Николай Николаевич, Государственная Дума тоже готова топать ногами, если пред ясны очи депутатов предстает не председатель правительства, а его порученец?

- Что за прихоти? Премьер приходит один раз в год, все остальное время мы общаемся с министрами по графику, составленному Госдумой. К каждому отчету создается специальная комиссия, собирает справки, изучает материалы. Потом собирается профильный комитет, все фракции готовятся выступить. Это же обсуждение – со специалистом говорят на языке специалистов. Если, конечно, преследуется цель найти лучший вариант решения поставленной задачи. Поэтому я не понимаю, зачем городской думе постоянно держать мэра в узде…

- Приблизительно также рассуждала часть депутатов: одно дело, если мы хотим справиться с проблемой, другое – поскорее снять мэра. Но господин Козлов буквально выжил докладчика из зала заседаний.

- Я разочарован председателем городской думы, он не является самостоятельной и объединяющей фигурой. Я не понимаю депутатов, избранных по округам. Как можно, исполняя волю одной конкретной партии, которая работает в угоду одному конкретному предприятию, честно смотреть в глаза населению? Знаете, что меня удручает. Абсолютное смирение людей с положением, в которое они поставлены. Еще недавно малоимущие и не очень грамотные говорили: «Пусть все будет так, лишь бы не было хуже…». Теперь «лишь бы не было хуже» можно услышать и от довольно успешных, образованных граждан. Такое впечатление, что не хотим хотя бы на шажок продвинуться вперед, чтобы сегодня было лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Думаю, местные депутаты для того и избираются, чтобы если не каждый день, то хотя бы каждый год улучшать жизнь первоуральцев. А не заниматься кознями против главы города.

Любовь МИЛЯВСКАЯ «ВПС»

Сообщите новость
Пришлите свою новость или расскажите о проблеме в редакцию
ИТПицца
ЕКБушка