Как повлиял на желание первоуральцев сдать кровь новый закон о донорстве

14 февраля 2013 г. 14:51
2192
4
Как повлиял на желание первоуральцев сдать кровь новый закон о донорстве

В начале этого года в СМИ проскочила новость о том, что с января 2013 года донорство в России перестало оплачиваться. Как результат — в нашем городе часть доноров перестала сдавать кровь. Корреспондент «Городских вестей» отправился в областную станцию переливания крови, чтобы выяснить, что нового у доноров сегодня.

Донорство — не заработок

Утро вторника, на часах 10:20, мы — на пороге у станции переливания крови. Внутри сейчас немноголюдно — основной поток доноров приходится на более ранние часы. У кабинета терапевта мы встречаем молодого человека.

— Я хожу сюда, чтобы помочь людям. Вдруг кому-то пригодится, — рассказывает 22-летний Вадим Зиангиров. — У меня I положительная группа крови, она довольно распространена. Раньше я сдавал кровь, а сейчас перешел на плазму. Когда сдаешь просто кровь, она идет на компоненты к лекарствам, а плазма крови достается напрямую людям.

Вадим рассказал, что сдает кровь с 2008 года. Сегодня его 12-й раз. За все это время юноша сделал один перерыв на год, когда служил в армии.

— Раньше за одну сдачу мне давали 160 рублей — не шибко-то много. Да я сюда и не за вознаграждением прихожу. С этого года сделали талончики на питание. Правда, я еще ни разу не обедал. Хорошо еще и то, что за одну сдачу крови можно взять один донорский выходной на работе.

Следующей на очереди к терапевту была молодая девушка.

— Я пришла сюда впервые, хотя кровь сдаю в девятый раз, — говорит 23-летняя Вера Беглова. — Я сама родом из Кемерово. Стала донором в 2008 году, когда училась в универе. У нас проводился день донора. С тех пор я втянулась. За одну сдачу крови я получала 95 рублей. Но важнее моральное удовлетворение, ведь я понимаю, что помогаю кому-то.

Делаем предположение — для молодых первоуральцев сдача крови никогда не основывалась на желании подзаработать.

Некоторым — только обеды

Более подробно описал картину новых взаимоотношений государства и доноров главный врач станции переливания крови Анатолий Соловьев.

— Теперь мы не можем компенсировать обеды деньгами, как раньше, — говорит Анатолий Фролович. — Исключение составляют только выездные сборы крови, когда на предприятии или в отдаленном населенном пункте нельзя организовать питание. Сейчас мы кормим доноров по старым тарифам: на сумму от 160 до 235 рублей. Суммы небольшие, однако сейчас в устных разговорах нам обещают повышение до 300 с лишним рублей.

По словам Анатолия Соловьева, оплата сдачи редких групп крови или отдельных ее компонентов по-прежнему оплачивается. Ее оплата варьируется в зависимости от того, что сдает донор и от прожиточного минимума, который определяет правительство области.

— Если донор сдает резус-отрицательную кровь, то теперь за одну донацию он получит 8% от прожиточного минимума, за сдачу плазмы — 15%, за тромбоциты — 35%, — уточняет он. — Если пересчитать, то получится, что оплата возросла. Кроме того, действует наш областной закон стимуляции доноров, по которому каждый человек, сдавший кровь три раза по 450 мл, или шесть раз сдавший плазму аппаратным методом, получает две тысячи рублей. Правда, не сразу, выплата перечисляется на сберкнижку.

Дело в том, что при донации аппаратным методом у донора забирают большие объемы, чем при традиционном способе.

Вполовину меньше

— Сам закон вышел в июле прошлого года, а пояснение — лишь в декабре, — поясняет Анатолий Фролович. — Пока министерство здравоохранения не выпустило приказ о том, каким образом следует оплачивать сдачу крови и ее компонентов, мы не знали, как исполнять новый закон. Это и породило панику. А вообще, я считаю, что новый закон поддерживает развитие донорства.

Помимо увеличения выплат и более обильных обедов, новый закон также запрещает собирать кровь частным структурам, и создает единую базу данных о крови и донорах. Вся кровь будет находиться исключительно в руках государства, и если вдруг в каком-то регионе возникнет дефицит — нужную кровь можно будет отыскать в едином банке. Правда, для этого надо, чтобы доноры не теряли желания сдавать кровь.

— Новый закон о донорстве трактуется в СМИ некорректно, — считает заведующая донорским отделом Ирина Пономарева. — Сдача распространенных групп крови и плазмы никогда не оплачивалась. Те деньги, которые выдавались донорам, всего лишь были компенсацией за обеды. Но в результате шумихи, которую подняли СМИ, мы сегодня лишились половины доноров. Если раньше к нам приходило по 20-30 человек в день, то, например, сегодня пришло всего 15.

По-прежнему почетно

Доноры в нашей стране всегда имели почет. Только вот 20 лет назад, к примеру, льгот было гораздо больше. Туда входило бесплатное изготовление зубных протезов, 50%­ная скидка при оплате ЖКХ, бесплатный проезд в городском транспорте и по внутриобластным маршрутам, путевки в санатории, а также ежегодный отпуск в любое удобное время. Правда, чтобы стать почетным донором, нужно было сдать кровь уже не 25, как при СССР, а 40 раз.

Сегодня почетный донор получает порядка 10 тысяч рублей в год в качестве монетизации льгот, внеочередное лечение в больницах, право на первоочередное приобретение льготных путевок, а также оплачиваемый ежегодный отпуск в любое удобное для него время года.

— Для того чтобы стать почетным донором, нужно на бесплатной основе 40 раз сдать кровь или 60 раз — плазму, — поясняет Ирина Пономарева. — Кровь сдавать можно не чаще, чем пять раз в год, поэтому, если задаться целью, то звание почетного донора можно получить не раньше, чем через восемь лет. Есть путь короче: плазму можно сдавать каждый месяц. Итого — всего пять лет.

В Свердловской области сегодня 28 тысяч почетных доноров, из них 1947 — в Первоуральске.

© "Городские вести"

Сообщите новость
Пришлите свою новость или расскажите о проблеме в редакцию
Интерра ТВ
Тангун
Интерра ТВ