Минприроды изучит свалки у аэропортов

20 декабря 2021 г. 10:50
284
0
Минприроды изучит свалки у аэропортов

Чтобы предотвратить столкновения птиц с самолетами.

Минприроды организует исследование мусорных свалок, которые расположены в радиусе 15 км от российских аэропортов, чтобы выяснить, какие из них привлекают птиц. Число столкновений самолетов со стаями, по данным Росавиации, ежегодно превышает тысячу случаев в год.

Сейчас насчитывается порядка 300 свалок в непосредственной близости от аэродромов. В ведомстве стоимость их полной ликвидации оценивают в 128 млрд руб.

Минприроды закажет работы по обследованию мусорных полигонов, сортировочных станций и перерабатывающих предприятий, которые находятся вблизи аэропортов. Об этом сообщает издание «Ъ». Речь идет о зоне в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома — российский воздушный кодекс запрещает размещать здесь объекты, вызывающие массовое скопление птиц.

Исследования будут вести аккредитованные ведомством научные организации, которые специализируются в сфере орнитологи. Главная задача — узнать, привлекают ли птиц конкретная свалка или станция.

«Если выяснится, что объект не является привлекательным для птиц, то необходимости в его переносе либо модернизации нет. На решение о необходимости перемещения объекта будут влиять его оснащение защитой от скопления птиц, оборудование системой отпугивания птиц и другое. Также на решение будет влиять класс аэродрома», — поясняют в ведомстве.

Реакция экспертных сообществ на идею проведения исследований

Как заявила изданию представитель вице-премьера Виктории Абрамченко, в правительстве поддержали такую инициативу Минприроды. Ведомство должно будет завершить исследования к 1 февраля 2022 года, а после этого Росавиация совместно с Минсельхозом и Минприроды должны провести корректировку приказов об установлении приаэродромных территорий. К 1 мая они вместе с Минфином и Минтрансом должны будут проработать вопрос финансового обеспечения рекультивации или модернизации свалок, привлекающих птиц.

Также инициативу поддерживает руководитель общественного экологического движения «Альянс зеленых», председатель общественного совета при Минприроды Александр Закондырин. По его мнению, в первую очередь необходимо выявить полигоны, где много органического мусора.

«Как минимум туда можно прекратить довозить мусор. Птиц, как правило, привлекает органика. Через какое-то время они перестанут туда прилетать, если не будет обновляться кормовая база», — отмечает Александр Закондырин.

Однако научный сотрудник Центра кольцевания птиц Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН Софья Розенфельд отмечает, что просто прекратить привоз мусора не поможет решить проблему. «Если чиновники хотят, чтобы аэропорт был безопасным, то все такие объекты надо ликвидировать», — считает она.

Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергей Никотин отмечает, что предложение Минприроды о проведении исследований правильное, однако проводить его необходимо при участии аэропортового сообщества. Кроме того, он считает, что сводить проблему исключительно к свалкам не вполне корректно.

«Источников скопления птиц гораздо больше — это объекты сельхозназначения, птицефабрики, различные фермы, где содержатся животные, мукомольные элеваторы, пищевые комбинаты и даже кладбища», — пояснил Никотин.

Ежегодно в России более 1000 самолетов сталкиваются с птицами

Тема орнитологической безопасности полетов стала широко обсуждаться в России после инцидента с самолетом «Уральских авиалиний», который совершил жесткую посадку на кукурузном поле после столкновения с большой стаей чаек.

По данным Росавиации, с 2017 года число столкновений самолетов с птицами стабильно растет и превышает тысячу случаев в год. Несмотря на «коронавирусное» снижение объемов пассажирских авиаперевозок, за первые семь месяцев 2021 года произошло уже около 600 столкновений.

Сейчас вопрос по борьбе с «птичьей угрозой» регулирует «Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации» (утверждено в 1988 году) и федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» (действуют с 2009 года). Минтранс разработал проект «О борьбе с опасностью, создаваемой живой природой», но документ получил отрицательную оценку Минэкономики и до сих пор не принят.

Как рассказывают в Минприроды, основываясь на данных экспертов, в России на расстоянии менее 15 км от аэродромов расположено 180 действующих свалок и мусоросортировочных станций, а также 100 объектов утилизации. В ряде регионов возле аэропортов находятся несанкционированные свалки, но в некоторых городах в таких местах десятилетиями функционируют легальные региональные, муниципальные или частные полигоны.

Исполнительный директор ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин рассказывает, что некоторые операторы полигонов могут выступить против инициативы Минприроды, но вопрос может быть решен дооборудованием полигонов или их переносом.

По оценкам экспертов, стоимость мероприятий по выводу таких объектов из эксплуатации (включая снос, рекультивацию и благоустройство территории, а также строительство аналогичных объектов на новом месте) составит более 128 млрд руб.

(Фото - РБК - Arne Dedert / DPA / ТАСС)

© 66.ru

Сообщите новость
Пришлите свою новость или расскажите о проблеме в редакцию
Мебель студия
Продакшн
Евродент Экран1