О вытрезвителе на трезвую голову

С того момента, как в Первоуральске и по всей стране были закрыты медвытрезвители, и эти функции возложены на медицинские учреждения, обострилась проблема – куда доставлять людей в сильном алкогольном опьянении. Частично эту проблему взяли на себя медики. Но задача медицины оказывать неотложную или реанимационную помощь человеку, который находится в стадии отравления алкоголем. А что делать с остальными?
Без вытрезвителя
О реорганизации медицинских вытрезвителей милицейское руководство всех уровней говорило уже давно. Содержать их министерству внутренних дел было невыгодно, штрафы по этой административной статье небольшие, а сама услуга влетала в копеечку.
В результате Президент России Дмитрий Медведев в рамках реформирования системы МВД своим указом избавил милицию от «несвойственных ей функций». Вытрезвители были закрыты по всей стране, а данная функция по вытрезвлению людей была возложена на Минздрав, то есть на больницы. Первоуральск не избежал этой участи: в 2011 году единственный вытрезвитель в Первоуральске был упразднен. Одновременно изменили свой статус лечебные учреждения, которые, что называется, приняли удар по вытрезвлению граждан на себя: они были переданы в ведение областных структур.
Горожане по-разному отнеслись к известию о закрытии вытрезвителя. Одни высказались за, другие – против. Но явного протеста или одобрения не выразили.
Где приют для опьяневших?
Итак, согласно указу свыше, заботу о приведении нетрезвых сограждан в трезвый вид уступили медикам и на смену вытрезвителям пришли больницы, наркологические кабинеты и реабилитационные центры. Впрочем, не все так просто. Сотрудники полиции при обнаружении лиц находящихся в состоянии сильного алкогольного опьянения, должны вызвать на место скорую помощь для доставки нетрезвого в медицинское учреждение и для оказания ему помощи, а при невозможности прибытия скорой помощи доставить в медучреждение.
Решение о закрытии вытрезвителей, принятое «наверху», осложнило и работу полиции. Как показал последний год, пьяных на улицах меньше не стало. Наоборот, их количество растет. Вот, что говорит о ситуации начальник первоуральского ОМВД, полковник полиции Сергей Чирко: «Лица в состоянии легкой и средней степени опьянения после составления административного протокола с улиц и общественных мест не удаляются, как было ранее (все помещались в медвытрезвитель). Зачастую, сейчас сами они становятся объектом либо субъектом преступных действий».
Врачи от новых правил тоже оказались не в восторге – ведь хлопот им значительно прибавилось. Подбираемых на улице пьяных стали доставлять в приёмные отделения больниц, где ими занимаются медики, не всегда имеющие опыт обращения с нетрезвыми и буйными гражданами. Раньше в городском вытрезвителе трудился целый штат – дежурные фельдшеры и дюжие санитары приводили в чувство пьяных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Несколько сеансов контрастного душа – и человек приходил в себя.
Все пути ведут из Думы
В прошлом году о судьбе городского вытрезвителя задумались народные избранники и выступили с предложением написать от думы открытое письмо Президенту, потому что сотни людей в течение года становятся потенциальными объектами преступлений. Потом народные избранники предложили обратиться с этим вопросом не к Главе страны, а в министерство здравоохранения Свердловской области.
А еще - в качестве альтернативы медвытрезвителю - думцы предложили создать в Первоуральске новое социально-ориентированное учреждение. Но каков будет правовой статус данного учреждения, и из каких источников оно должно финансироваться, депутаты не уточнили. Точнее, прозрачно намекнули, что учредителем данной организации может выступить Администрация города, а соответственно и взять на себя финансирование. А вот, где в городском бюджете (который ежегодно принимают депутаты) есть статья расходов на эти цели, не показали. Потому что ее просто нет. В итоге, «изящный» механизм решения вопроса зашел в тупик.
Цена вопроса
В сентябре с просьбой о возобновлении работы вытрезвителя в Первоуральске обратился в Администрацию городского округа начальник первоуральского ОМВД, полковник полиции Сергей Чирко. Свое обращение он объяснил тем, что численность преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, за восемь месяцев 2012 года возросла до 363 человек. Организация в городе структуры, подобной медвытрезвителю, «позволила бы отчасти устранить причины и условия совершения преступлений данной категорией лиц, и нетрезвые граждане смогли бы получить квалифицированную (медицинскую, психологическую и др.) помощь».
- Безусловно, специализированное учреждение городу необходимо, особенно в ситуации, когда алкоголизация населения растет, - прокомментировал ситуацию главный финансист, заместитель Главы города Михаил Попов. - Но дело в том, что город не имеет право содержать на свои средства медицинский вытрезвитель, у нас нет на это законных полномочий. Сегодня необходимо в первую очередь искать пути финансирования учреждения за счет других источников. И этот вопрос будет оставаться открытым до тех пор, пока не будет урегулирован на государственном уровне.
Немного истории
Первый вытрезвитель в России назывался «Приют для опьяневших». Он открылся 7 ноября 1902 года в Туле. Организовал приют врач Федор Сергеевич Архангельский. Инициативу Архангельского поддержала тульская дума, а содержался он за счет казны. Основной целью приюта было спасение замерзающих под забором тульских оружейников. Первый советский вытрезвитель был открыт 14 ноября 1931 в Ленинграде на улице Марата. В 1940 году вытрезвители были выведены из Наркомата здравоохранения и подчинены НКВД.
© Пресс-служба администрации первоуральска