Проблему очередей в детсады государство предлагает решать за счет инвесторов

Депутаты Госдумы хотят дать возможность бизнесу на паритетных началах с властью строить детские сады. Пока частники не расположены вкладывать средства в развитие подобной инфраструктуры. Новый законопроект, внесенный на рассмотрение в нижнюю палату парламента, позволит, по мнению его авторов, власти на местах создавать благоприятный бизнес-климат для частных инвестиций в дошкольное образование.
После приватизации многие детские сады были перепрофилированы, то есть превратились в торговые центры и офисы. Теперь муниципалитеты стараются вернуть их обратно либо вынуждены строить новые. Затраты властей в этом случае исчисляются триллионами рублей. На следующий год в федеральный бюджет заложено выделение 500 миллионов рублей регионам, имеющим комплексную программу развития дошкольных учреждений.
Эксперты уверены, что эта сумма что капля в море. Один детский садик с оснащением стоит примерно 150 миллионов рублей.
"Давно понятно, что муниципалитеты и регионы не смогут решить эту задачу без бизнеса", - говорит один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по собственности Екатерина Семенова. Сегодня в рамках государственно-частного партнерства строятся только глобальные объекты (например, к Олимпиаде в Сочи или к саммиту АТЭС во Владивостоке). Новый документ дает возможность регионам существенно упростить взаимоотношения с бизнесом при строительстве так называемых малых объектов с меньшей стоимостью. В частности, предлагается сделать прозрачным порядок предоставления для таких проектов земельных участков. Представители компаний оптимизма властей пока не разделяют.
Мнение экспертов
"На сегодняшний день проектов частно-государственного партнерства в социальной сфере в России практически нет. Конечно, появление законодательства, напрямую касающегося отношений в этой сфере, важно, но это не порождает совместные проекты. Чтобы строительство тех же детских садов началось, нужны усилия со стороны государства", - считает ведущий юрист международной консалтинговой компании Федор Теселкин. По словам эксперта, когда речь идет о строительстве детского сада или школы, государству нужно думать, как улучшить кредитный рейтинг местной власти, которая в проекте выступает контрагентом бизнеса. Сегодня до 80 процентов муниципалитетов в нашей стране сидят на дотациях из центра. А значит, их финансовые возможности для бизнеса не столь очевидны.
"Говорить о рентабельности любых социальных проектов сегодня не приходится, поэтому необходима правильная законодательная база, которая позволит сделать сотрудничество государства и бизнеса в этой сфере безубыточным для последнего", - продолжает начальник управления региональной политики одной из крупнейших нефтяных компаний Сергей Билкей.
Единственный успешный опыт в этой области - это практика строительства или реконструкции детских садов бизнесменами в Германии. Возврат денег, вложенных частными инвесторами, происходит за счет уменьшения расходов на коммунальные услуги. При применении новых энергосберегающих технологий экономия составляет порядка 15 процентов в год. При таких темпах окупаемость проекта растягивается до 25 лет. Но захочет ли российский бизнес, приученный к "быстрым" деньгам, ждать так долго и не получится ли так, что построенные частниками объекты получатся только платными для горожан? Конкретного ответа на этот вопрос пока нет. Как объясняют специалисты, взаимоотношения власти и бизнеса в каждом случае должны решаться индивидуально.
Известно, что до конца этого года минрегион обещает сформулировать учебный курс по применению государственно-частного партнерства властями на местах. Со следующего года чиновники будут учиться привлекать бизнес к строительству объектов социальной инфраструктуры. Министерство пока поддержал только Ханты-Мансийский автономный округ. Поэтому было решено, что он и станет "пилотным" регионом по выработке наилучших методов такой работы.
© Первоуральск.Ру