С кодеином или без
С 1 июня 2012 года должно вступить в действие постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации". Это означает введение рецептурного отпуска лекарств, содержащих малые дозы кодеина и его солей: до 20 миллиграммов кодеина на дозу для твердых лекарственных форм или до 200 миллиграммов на 100 миллилитров для жидкостей. Речь идет о таких препаратах как Коделак, Нурофен Плюс, Солпадеин, Пенталгин-Н, Каффетин и пр..
Вводимые ограничения прокомментировал директор исследовательской компании Cegedim Strategic Data, эксперт системы здравоохранения, кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов.
Как отец двоих детей и как гражданин я считаю, что это правильная мера. Я часто захожу в аптеки, и вот недавний случай: заехал поздно ночью в государственную аптеку в Москве, стою в очереди, передо мной стоит девочка лет 12-13, и говорит провизору: "Мне как всегда". Он ей отсчитывает четыре пачки Нурофена. И еще воду "Шишкин лес" впридачу, чтобы она это запила. Я вмешиваюсь, говорю: "Нельзя, ты же надел белый халат, я тоже провизор по образованию, как ты можешь так поступать?" Девушка уже отошла, и он говорит: "А что, я ничего противозаконного не делаю". И в этом он прав. Эти препараты сегодня продаются в России без рецепта, и он не нарушил закон. Несмотря на то, что во всем мире подобные лекарства либо безрецептурные, либо "полурецептурные", как, например, в Австралии, где при их продаже провизор снимает персональную информацию о покупателе, запрашивая либо удостоверение личности, либо пластиковую карточку, я считаю, что в России их отпуск нужно ограничивать.
Кроме того, я считаю, что кроме кодеинов у нас есть еще десяток препаратов, которые нужно срочным образом переводить в рецептурный отпуск, причем даже в строгую рецептуру. Потому что за кодеинами возникнет проблема с барбитуратами – фенобарбиталом, который входит в состав Корвалола, Валокордина. Эти капли мы употребляем сегодня литрами, а потом удивляемся: почему у нас население умирает в молодом возрасте? Да потому, что эти препараты доступны. Корвалол – сильнодействующий яд. Во всем мире он запрещен уже давно, а у нас, пожалуйста, в свободном доступе.
Или, например, метамизол натрия - действующее вещество Анальгина, Спазмалгона, Темпалгина – сильнодействующий яд, но у нас эти препараты свободно продаются. Америка запретила Анальгин в 70-х годах прошлого столетия. У нас до сих пор Анальгин в упаковках – бренд номер один по продажам.
Если мы говорим о населении, о сохранности его здоровья, нужно, во-первых, объяснить населению, что оно травится. Но мы этого не делаем, просто запрещаем кодеин и не объясняем, почему мы это делаем. Во-вторых, дать понять, чем население может лечиться кроме этого.