Выиграл дело против банка

18 августа 2020 г. 10:05
2748
51
Выиграл дело против банка

Со счета первоуральской пенсионерки исчезли 260 000 рублей после звонков «сотрудников "Сбербанка"». Юрист женщины выиграл дело против банка — ее не предупредили о переводе денег.

У жительницы поселка Новоуткинск за несколько минут списали с карты почти 260 000 рублей. Она передала свои данные незнакомцам, которые представились сотрудниками «службы безопасности». Однако банк не прислал клиентке СМС для подтверждения операции, поэтому она ничего не знала о денежных переводах. Юрист пенсионерки выиграл дело против банка в первой инстанции.

История произошла в поселке Новоуткинск в конце апреля. 59-летней женщине позвонили неизвестные, представились сотрудниками службы безопасности «Сбербанка». С московских номеров пенсионерке звонили 16 раз — при этом обращались по имени-отчеству и сообщили номер банковской карты. Женщина не помнит точно, что она сообщила незнакомцам.

3 мая дочь пенсионерки решила оплатить услуги сотовой связи с карты матери и выяснила, что на счете осталось полторы тысячи рублей.

Оказалось, что 28 апреля с карты перевели на счет в банке «Зенит» (название фигурирует в материалах дела в открытом доступе) почти 260 000 рублей — все, что женщине удалось накопить за несколько лет. Операции провели всего за 18 минут — из другого региона и с другого устройства.
(Поселок Новоуткинск. Фото Andrey Shad)

Семья пожилой женщины обратилась в банк и в полицию. Чтобы вернуть деньги, знакомые посоветовали обратиться к юристу Виктору Ишукову. Юрист рассказывает, что составил претензию и направил ее в банк.

— Мы составили иск по закону о защите прав потребителей — о некачественном предоставлении услуги. Потому, что «Сбербанк» должен нести ответственность за сохранность вверенных ему денег. Если бы деньги похитили из кошелька моей клиентки, то она сама бы за них отвечала. А она предоставила их на хранение банку.

Банк прислал ответ на претензию, клиентке отказались возвращать деньги. В ответе сказано, что на номер телефона женщины отправили СМС с одноразовыми паролями. Пароли были введены верно, поэтому банк одобрил операции.

После этого Виктор Ишуков обратился в суд. Он предоставил распечатку данных оператора связи — оказалось, что банк не присылал клиентке СМС для подтверждения операций.
(Детализация звонков и СМС за 28.04.2020. Документ предоставлен Виктором Ишуковым с согласия его клиентки)

В суде представитель банка сказал, что женщине отправляли PUSH-уведомления. В ответ юрист показал телефон клиентки — старую «раскладушку», на которую нельзя отправить подобные уведомления.

— И тогда представитель банка озвучила третью версию — о том, что моя клиентка озвучила трехзначный СVV-номер карты, который является конфиденциальным. Нам принесли большую стопку документов — условия использования карт. Сказали, что при получении карты женщина с ним ознакомилась. В анкете заявления стоит уже пропечатанная «галочка». Вот приходит человек в банк, говорит что нужна карта. Ему говорят — подпишись здесь и здесь. Никто эти правила не читает. Судья обратил на это внимание.

Как рассказывает Виктор Ишуков, операции по переводу денег были подозрительными. Их проводили из другого региона и с другого устройства.

— Судья запрашивал информацию о держателе счета в банке «Зенит». Но банк ответил, что мой доверитель не является его клиентом, поэтому информацию предоставить не могут.

В итоге городской суд вынес решение о частичном удовлетворении иска. Судья дал ссылку на письмо Банка России от 06.03.2012 N 08-17/950 и указал в решении, что кредитные организации, которые являются эмитентами или эквайрерами, при совершении операций с банковскими картами являются операторами по переводу денег. И банк должен был убедиться, что именно клиентка дала добро на денежные переводы.

— Операции имели признаки подозрительных, совершаемых без согласия клиента. Суммы операций и их общая направленность явно не соответствовали предыдущему поведению клиента, однотипные списания значительных сумм посредством интернет-посредника могли и должны были вызвать подозрения ответчика. Однако ответчик не предпринял необходимых и достаточных мер для обеспечения сохранности вверенных истцом денежных средств, не предоставил суду достоверных доказательств исполнения своих обязательств по договору. Более того, ответчик не доказал, что им было получено поручение истца на списание денежных средств, позиция ответчика в данной части является противоречивой, — говорится в тексте решения по делу.

Еще в решении сказано, что банк не предоставил доказательства того, что клиентке полностью не объяснили «Условия использования карт» и «Памятки держателя карты».

Согласно решению суда, «Сбербанк» должен возместить клиенту сумму в 259 579 рублей и выплатить 2 000 рублей морального вреда. А также выплатить штраф в 10 000 рублей.

Решение решение опубликовано в открытом доступе , но пока в законную силу не вступило. Как говорит Виктор Ишуков, клиентка осталась довольна — и очень надеется, что деньги ей вернут.

Ситуацию прокомментировали в пресс-службе Уральского банка «Сбербанка»:
— «Сбербанк» рассматривает вопрос об обжаловании решения. При осуществлении операций по переводу денежных средств банком была проведена идентификация клиента. В материалы дела были представлены доказательства того, что операции были проведены на основании распоряжения клиента с использованием сведений, известных только клиенту.

Также в первоуральской полиции отметили, что сейчас расследуют уголовное дело по статье «Кража».

— 3 мая 2020 года в дежурную часть поступило заявление жительницы 1960 года рождения о том, что неизвестные списали денежные средства с банковской карты в сумме 259 570 рублей. По данному факту следственным отделом МВД России по городу Первоуральску возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления предусмотренного пунктом в части 3 ст. 158 УК РФ, — пояснили в ОМВД России по Первоуральску.
(Фото — ГУ МВД по Свердловской области)

Мошенники обманывают и запугивают

Количество звонков от мошенников в течение трех месяцев — с марта по май 2020 года — выросло на 300% (по сравнению с прошлым годом), рассказали в Уральском ГУ Банка России. В общей сложности за период пандемии было проведено 160 000 сомнительных банковских операций, а граждане потеряли около миллиарда рублей.

В Банке России это связывают с тем, что люди не могли прийти в офисы кредитных организаций и проверить информацию.

Мошенники обманывают и запугивают своих жертв. И если человек сообщает данные карты и другую конфиденциальную информацию, он нарушает условия дорогова, как считают в банках. По этой причине, как правило, отказываются возмещать ущерб клиентам.

Поэтому стоит помнить простые правила, чтобы не стать жертвой мошенников:

— Никому не сообщайте персональную информацию (номер карты, секретный код с обратной стороны карты, ПИН-код из СМС от банка). Часто при начале разговора мошенникам называют имя и фамилию потенциальной жертвы, все остальные данные они узнают в процессе беседы.

Сотрудники банков никогда не просят продиктовать по телефону никаких кодов или паролей.

— Подключите СМС-оповещение об операциях по карте.

— Если поступил подозрительный звонок, позвоните в банк — по номеру телефона, указанному на карте. Набирайте вручную, не перезванивайте на тот номер, с которого звонили якобы «сотрудники Банка».

Что делать, если с вашей карты уже списали деньги

1. Позвоните в банк и заблокируйте карту. Так же нужно поступить, если вы потеряли карту или даже просто подозреваете, что ее данные стали известны посторонним людям.

2. Как только вы получили уведомление о незаконной операции, сразу же обратитесь в отделение банка. (максимум – на следующий день). Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией, которую не совершали. Экземпляр заявления с отметкой банка, что оно принято, оставьте у себя.

3. Подайте заявление в отделение полиции по месту жительства. Чем быстрее вы это сделаете, тем больше шансов найти преступников и вернуть деньги. Напишите жалобу через интернет-приемную Банка России.

Однако если банк докажет, что вы нарушили правила использования карты, то вернуть деньги не получится. Например, когда вы сами сообщили кому-то реквизиты своей карты, верификационный номер с ее оборотной стороны или ПИН-код.

Редакция предоставляет право слова всем заинтересованным сторонам.

(Фото Дмитрия Дегтяря, Andrey Shad, ГУ МВД России по Свердловской области)

© SHAYTANKA.RU

Сообщите новость
Пришлите свою новость или расскажите о проблеме в редакцию
Гипермаркет видеонаблюдения Dahua Pervouralsk
Продакшн
Варикоза нет