«Наша Таня громко плачет» или почему дети не говорят?

8 ноября 2022 г. 12:51
1300
4
«Наша Таня громко плачет» или почему дети не говорят?

Воспитатели в детских садах бьют тревогу: если раньше в младшей группе была парочка детишек с речевыми нарушениями, остальные же вполне понятно изъяснялись короткими фразами и Агнию Барто с Маршаком наизусть читали, теперь ровным счётом всё наоборот: хорошо, если на всю группу двое-трое говорящих детей приходится, остальные или вовсе молчат, или у них «каша» во рту.

«Дети, не обладающие к трем-четырём и даже пяти годам сформировавшейся фразовой речью, в большинстве случаев имеют неврологические диагнозы разной степени тяжести. В коррекции речевых нарушений крайне важен комплексный подход, поэтому невролог должен работать в тесной связке с логопедом-дефектологом. Пациенты, которые проходят реабилитацию в детской больнице Первоуральска в условиях дневного стационара или амбулаторно, получают комплексное лечение (медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры, массаж, сенсорную интеграцию). Если в этот насыщенный реабилитационный период еще и ходить на занятия к логопеду, эффект будет двойной, пусть даже за относительно короткое время», - поясняет логопед высшей категории Светлана Шиловских

– Светлана Адольфовна, Вы – логопед со стажем. Вам есть с чем сравнивать. Действительно, дети стали позднее и хуже говорить? 

- Возможно, раньше не акцентировалось так много внимания на речевом развитии в раннем возрасте, как сегодня. Основная точка отсчета – три года. Именно в этом возрасте проходят профосмотры малышей. И если ребёнок к этому времени не разговорился, значит, пора бить тревогу. 

Существуют две формы речи: внутренняя (импрессивная) и устная. Внутренняя характеризует, как ребёнок воспринимает обращённую к нему речь. За это отвечает Центр Вернике. За образование устной речи отвечает Центр Брока. Это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов – моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. 

Часто бывает, что родители приводят на приём ребёнка и говорят: он такой умный, все-все понимает, все обращённые к нему команды выполняет, а сказать ничего не может. То есть, отсутствует фразовая речь. В данном случае имеет место быть недоразвитие в моторном звене, который называется синдром моторной алалии, что может быть обусловлено родовой травмой или нарушениями во внутриутробном развитии. 

– То есть, надо запустить речевой мотор? Кто это должен сделать?

- «Запустить мотор» или «прорвать плотину» должен все-таки невролог с помощью медикаментозной терапии, которая в данном случае выступает в качестве «тяжелой артиллерии». И только потом в этом речевом оркестре вступают скрипки, то есть, логопеды.

– Я правильно понимаю, что этот процесс, как и все остальные в развитии ребёнка, нельзя пускать на самотёк, все должно быть под контролем. А то многие, в том числе, и профильные специалисты считают, что не надо торопить события, вот, мол, накопит необходимый речевой запас и тут же заговорит.

- Чем раньше запустить речевой мотор – тем ребёнок быстрее разговорится. Ведь отставание в речи так или иначе начнёт сказываться на дальнейшем развитии ребёнка: он будет с трудом подбирать нужные слова для построения  даже простых фраз. Все речевые проблемы со временем выливаются в дислексию и дисграфию, то есть, проще говоря, у поздно говорящих детей могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. 

И ещё важный момент. Любой ребёнок нуждается в общении со сверстниками, для полноценного развития ему необходима речевая среда и ранняя адаптация к социуму. Все это даёт детский сад, где ребенку надо отстаивать своё «место под солнцем». Детсад – мощный стимул для развития.

– Если ребёнок развивается нормально, без отклонений, то что он должен уметь к трём годам?

- К двум годам у него должна сформироваться фразовая речь. В два с половиной года он должен уметь строить многосложные фразы, а в три года – читать простые стихи, например, Агнии Львовны Барто: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик ...», с которых начинали все поколения советских детей. 

– Какой диагноз сегодня самый распространённый среди ваших пациентов?

- Доминирующий диагноз: легкая степень дизартрии, т.е., нарушение звукопроизношения, обусловленное органическим поражением ЦНС. По-другому говоря, повышение тонуса мышц в речевом аппарате не позволяет ребёнку правильно и вовремя произносить те или иные звуки».

– С чего вы начинаете курс занятий?

- Прежде всего, с углубленного обследования. Нужно поставить правильный  диагноз, и в зависимости от этого сформировать план занятий. При необходимости направить пациента к профильным специалистам. Некоторые речевые проблемы требуют комплексного решения. К примеру, если у пациента дисфония, то без помощи отоларинголога не обойтись. К каждому ребёнку требуется свой подход, индивидуально подобранная методика. Никаких стандартных схем здесь не существует. Важно на первом же занятии снять психологический зажим, максимально раскрепостить ребёнка, дать ему возможность раскрыться, стать собой. А это возможно только в непринуждённой, почти домашней атмосфере. Много внимания я уделяю развитию мелкой моторики пальцев, ведь не случайно говорят, что наша речь находится на кончиках пальцев. Кроме правильного звукопроизношения, работаем над умением грамотно строить предложения, над эмоциональной выразительностью речи. 

Но прежде всего, логопед является педагогом. Наша целевая аудитория – дети дошкольного и младшего школьного возраста. С маленьким пациентом важно сразу установить контакт, иначе на следующее занятие он не захочет приходить, и никакие уговоры мамы здесь не помогут. А для обоюдного контакта необходимо пять условий: 1. нужно любить детей; 2. нужно любить свою работу; 3. нужно иметь ангельское терпение; 4. нужно обладать невероятной стрессоустойчивостью; 5. нужно быть немножко артистом и режиссером в одном лице.

Среди наших пациентов попадаются гиперактивные легковозбудимые детки, которые, например, посреди занятия могут забраться под стол и попробуй их оттуда вытащить, так и приходится ползанятия извлекать звуки из-под стола. Но труднее всего работать с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. Чтоб установить с ними контакт, надо хотя б чуточку приоткрыть завесу в их внутренний мир, а для этого требуется пробить железобетонную стену, в прямом и переносном смысле.

Ещё логопед всегда должен быть в тренде, учиться и развиваться, быть в курсе последних методик, овладевать новыми приемами. И постоянно творить, придумывать что-то (картинки, композиции, кукольный театр, пальчиковый театр), чтобы разговорить ребёнка, извлечь из него правильные звуки.

© Пресс-служба детской городской больницы Первоуральска

Сообщите новость
Пришлите свою новость или расскажите о проблеме в редакцию
ИТПицца
Интерра в ТГ
Кот и Кофе