Что такое "слоубёрнеры"?
"Фильм ужасов" - понятие очень широкое и, как любой подобный жанр, делится на большое количество подкатегорий, будь то слэшеры, джалло, боди-хорроры, фильмы о зомби или вампирах, мокьюментари-хорроры и многие-многие другие. Есть среди этих поджанров и такой вид хоррора, как "слоубёрнер". Такие фильмы ужасов имеют несколько ключевых особенностей, среди которых отсутствие или низкая концентрация скримеров, нагнетание саспенса на всём протяжении картины, долгая экспозиция, длинные кадры с медленным движением камеры, многослойность и метафоричность образов, одним словом всё то, чем всегда славился арт-хаус. Это в свою очередь фактически ставит знак равенства между терминами "слоубёрнер" и "арт-хоррор", хотя иногда случаются и исключения, когда авторский фильм ужасов не является "слоубёрнером".
Этот поджанр появился далеко не вчера - испокон веку серьезные авторы, желающие снять что-то близкое к хоррору, неминуемо приходили к "слоубёрнеру", будь то Полански с "Ребенком Розмари", Кубрик с "Сиянием", Фридкин с "Изгоняющим дьявола", Бергман с "Часом волка" или даже с натяжкой Тарковский и его "Сталкер". Однако, в начале 90-х эпоха авторов сменилась эпохой блокбастеров, что, конечно, повлияло и на хорроры, которые всё больше скатывались к монстрам, вампирам, призракам и дешёвым приёмам типа "скримеры".
Новый виток распространения авторских фильмов ужасов начался ближе к середине прошлого десятилетия, когда на широких экранах не просто стали появляться умные, философские хорроры в сравнительно большом количестве, но и стали пользоваться популярностью, хоть и в достаточно узких кругах. Несмотря на то, что это явление получило самостоятельное название "пост-хоррор", это были всё те же, хоть и порядком позабытые, "слоубёрнеры". Провозвестником новой главы в истории жанра стал Джеймс Ван со своими "Астралами" и "Заклятиями", хотя это всё-таки былы компромиссные ленты между артом и мейнстримом. Но затем стали появляться и настоящие "арт-хорроры": к примеру "It follows", "Бабадук", "Мама" и другие.
Важнейшую роль в процессе возвращения зрительского интереса к "слоубёрнерам" сыграла студия "A24", основанная в 2012-м году. Продюсеры и боссы этой студии, молодые фанаты кино с горящими глазами, сделали ставку на "маленькие", но стильные и умные авторские фильмы с высоким зрительским потенциалом (эта стратегия к слову принесла студии два главных Оскара за десять лет существования - за ленты "Лунный свет" и "Всё везде и сразу"). Одним из ключевых жанров для "A24" стали именно пост-хорроры. Студия открыла свои двери для таких авторов "слоубёрнеров", как Алекс Гарленд ("Из машины", "Род мужской"), Ари Астер ("Реинкарнация", "Солнцестояние"), Джордан Пил ("Прочь", "Нет"), Роберт Эггерс ("Ведьма", "Маяк"). Приносили в "А24" свои проекты и уже известные авторы: так, например, Дени Вильнёв снял здесь своего "Врага", Кевин Смит - "Бивня", а Йоргос Лантимос - "Убийство священного оленя".
В ближайшие дни планирую посмотреть несколько заметных "арт-хорроров" новой волны из тех, что я пропустил в момент их выхода. В связи с этим объявляю старт небольшого марафона "слоубёрнеров" на 6-7, максимум 10 фильмов. Так что продолжение следует.