Тандем Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро является одним из самых успешных и плодотворных дуэтов режиссёра и актёра в истории кино. Даже если отбросить в сторону субъективные оценки их совместного творчества и оставить только сухие факты, то результаты их сотрудничества претендуют на всевозможные рекорды. Вместе они сняли девять полнометражных фильмов (десятый на подходе). Для сравнения - на один меньше у Тима Бёртона и Джонни Деппа (если считать озвучку в "Трупе невесты"), а т столько же, например, у Уэса Андерсона и Билла Мюррея (тоже с озвучкой в "Острове собак"). Меньше совместных фильмов было у Тарантино и Эль Джексона, у Альмадовара и Бандераса, у Рязанова и Ахеджаковой. Добавим к этому шесть личных номинаций на премию Оскар за совместные фильмы и культовый статус некоторых лент, определивших лицо эпохи Нового Голливуда - и окажется, что серьезных конкурентов за звание лучшего тандема у Скорсезе и Де Ниро действительно нет. Давайте же попробуем проследить историю их взаимоотношений на пути к статусу живых легенд.
"Злые улицы" (1973).
В начале 70-х Мартин Скорсезе был тридцатилетним подающим надежды режиссёром, за плечами которого было несколько ярких короткометражек, а также два полнометражных фильма. Дебютной лентой Скорсезе стала картина "Кто стучится в мою дверь?", которая из-за отсутствия нормального финансирования не получилась такой, какой её видел режиссер-дебютант. Вторым фильмом Скорсезе стал чисто продюсерский проект "Берта по прозвищу Товарный Вагон", который тоже не позволил ему показать всё, на что он был способен. Скорсезе откровенно "мыкался" в поисках возможности снять что-то по-настоящему своё: фильм с авторским видением человека, выросшего в неблагополучном районе Нью-Йорка "Маленькая Италия". Именно таким фильмом обещала стать вынашиваемая Скорсезе идея под названием "Злые улицы".
Де Ниро в это же время был молодым актёром (на год младше Скорсезе) с хорошим теоретическим багажом вплоть до метода Станиславского, но не самой большой фильмографией за плечами - фактически у него была одна небольшая роль в ленте "Свадебная вечеринка" молодого и не очень известного режиссера (на тот момент времени, конечно) Брайана Де Пальмы.
Скорсезе и Де Ниро познакомились на рождественской вечеринке в 1972-м году. У молодых людей оказалось очень много общего: начиная с детства, проведенного на злых улицах Маленькой Италии, заканчивая острым ощущением, что им есть что сказать этому миру в условиях стремительно развивающейся эпохи Нового Голливуда с его стремлением к честной авторской позиции. Скорсезе предложил своему новому приятелю роль Джонни Боя, непутёвого друга главного героя в своей новой ленте "Злые улицы" - картине о молодых, начинающих бандитах с улиц Нью-Йорка, которые только делают свои первые шаги под патронажем старших родственников и товарищей. Лента была принята критиками с восторгом и хорошо показала себя в прокате, а Скорсезе и Де Ниро зарекомендовали себя, как одни из самых перспективных молодых деятелей кино.
Меня с моим взглядом из России 2022-го года лента "Злые улицы" не слишком впечатлила. Она, безусловно, относится в когорте фильмов-впечатлений, в которых атмосфера и атрибуты показанного мира важнее, чем сюжет или актерская игра. Такие ленты это определенно не моя чашка чая.
"Таксист" (1976)
Сценарий "Таксиста" написал молодой сценарист Пол Шредер. Во многом эта история о молодом человеке с пост-военным синдромом является автобиографической - Шредер также как и его герой страдал бессонницей, работал в ночном такси и вынашивал в голове злые мысли. Первоначально, Шредер хотел договориться с продюсерами о более именитом режиссёре, но, посмотрев "Злые улицы", с радостью согласился на Скорсезе, который в свою очередь пригласил на главную роль именно Роберта Де Ниро, к этому моменту уже успевшего получить премию Оскар за роль во втором "Крестном отце". Все трое, Шредер, Скорсезе и Де Ниро, являются полноправными авторами этого кино - каждый из них видел в Трэвисе Бикле своих собственных демонов, которыми "с радостью" делился со зрителями. Как итог: один из самых культовых и известных фильмов эпохи Нового Голливуда, 4 номинации на премию Оскар и Золотая Пальмовая Ветвь Каннского кинофестиваля.
"Таксист" - шикарное кино, но чтобы понять это, мне потребовалось три просмотра и некая подготовительная работа. С наскока этот "орешек" разгрызть будет трудновато, но если получится - испытаете настоящее синефильское удовольствие.
"Нью-Йорк, Нью-Йорк" (1977)
Получив триумф в Каннах, Скорсезе решил поднять ставки и снять какой-нибудь дорогой фильм, которой непременно понравился бы широкой публике. Неожиданно его взгляд упал на сценарий мюзикла "Нью-Йорк, Нью-Йорк". Сам Скорсезе вспоминал: "Это была грандиозная идея! Голливудская студийная школа перекликается с новым стилем итальянского и французского кино". На главную роль Скорсезе, конечно, пригласил своего друга Роберта Де Ниро, в пару ему досталась звезда "Кабаре" Лайза Минелли. Казалось, что может пойти не так?
В итоге всё пошло не так. Скорсезе и команда постоянно выбивались из бюджета и графиков, сценарий правили в последний момент, Де Ниро ругался с авторами песен, а сам Скорсезе погружался на дно кокаиновой зависимости. Итог: сокрушительный провал в прокате, разгромные статьи критиков и туманные перспективы. После этого Де Ниро подписался на главную роль в ленте "Охотник на оленей", а Скорсезе взялся за концертную документалку "Последний вальс", по завершении которой попал в больницу с проблемами, вызванными кокаиновой зависимостью, лекарствами и полным истощением.
На мой взгляд, "Нью-Йорк, Нью-Йорк" не такой уж и плохой фильм. Но в рамках карьеры Скорсезе - действительно не выдающийся. Такой типичный голливудский мюзикл с не совсем типичной концовкой. Просмотра вполне заслуживает.
"Бешеный бык" (1980)
Автобиографическая книга боксёра Джейка Ламотты привлекла внимание Роберта Де Ниро ещё до съёмок "Таксиста". В итоге актер загорелся идеей сыграть эту роль и всячески подбивал Скорсезе взяться за проект. Тот в свою очередь никак не мог понять энтузиазма своего друга - мол, что я вообще знаю о боксе? Возможность уговорить Скорсезе появилась у Де Ниро, когда режиссер лежал в больнице. Роберт навестил своего друга и принялся уговаривать его бросить наркотики, собраться с силами и оторвать свой зад от больничной койки ради съёмок "Бешеного быка". Неожиданно Скорсезе согласился. Впоследствии он вспоминал, что снимал эту картину, как свой последний фильм, без оглядки на кассу и зрителей, как финальную демонстрацию своих возможностей, не веря в то, что сможет оклематься и что найдет в себе ещё что-то, чем захочет поделиться со зрителями.
Де Ниро вывез Скорсезе из больницы прямиком на остров Сен-Мартен. Они провели несколько недель в арендованном коттедже, готовясь к съемкам и перелопачивая сценарий. Когда материал был готов, Скорсезе занялся предпродакшном, а Де Ниро с тем самым Джейком Ламоттой практически поселились в спортивном зале, где актёр учился боксировать и набирал мышечную массу (не будем забывать, что Де Ниро готовился к ролям по методу Станиславского). Впоследствии, чтобы сыграть постаревшего Ламотту, Роберту пришлось потолстеть на несколько десятков килограммов, задолго до того, как это начал практиковать, например, тот же Кристиан Бэйл.
Что получилось в итоге? Роскошная драма о самоуничтожении, фильм, который применительно к Скорсезе чаще других называют шедевром, фильм, который фактически спас режиссеру жизнь. И ничего из этого не было бы возможным, если бы не Роберт Де Ниро, который заставил Скорсезе снимать "Бешеного быка", и сам так включился в производство фильма, что в итоге был вознагражден второй статуэткой Оскар в его карьере.
На мой взгляд, "Бешеный бык" - это выдающаяся драма, в которой жанр спортивного байопика выворачивается наизнанку, а Де Ниро демонстрирует все грани своего актерского таланта.
"Король комедии" (1982)
После успеха "Бешеного быка" Скорсезе вернулся из Голливуда в свой родной Нью-Йорк, где некоторое время приводил себя в порядок. Затем он вспомнил о сценарии, который ещё 6 лет назад показал ему, кто бы вы думали, Роберт Де Ниро. Это был "Король комедии", история о невезучем стенд-ап комике Руперте, который всеми правдами и неправдами пытается попасть в шоу к очень популярному телеведущему Джерри Лэнгфорду. Скорсезе узнал себя и в Руперте (на ранних стадиях карьеры он также обивал пороги различных студий в поисках финансирования), и в Лэнгфорде (став звездой, Скорсезе некоторое время не мог укрыться от фанатов и всеобщего внимания). Де Ниро эти темы тоже были очень близки, поклонники донимали его ещё сильнее, так что не удивительно, что именно он в итоге и сыграл главную роль в "Короле комедии".
В итоге ставка на этот материал не сыграла. Фильм не понравился ни критикам, ни зрителям, ни самому Скорсезе. Режиссер впоследствии признавал, что вернулся к сотрудничеству с Де Ниро слишком быстро после "Бешеного быка", не дождавшись какого-то свежего откровения. В итоге фильм провалился и Скорсезе с Де Ниро на некоторое время разбежались - это был первый долгий период прекращения сотрудничества, продлившийся восемь лет. Скорсезе отправился отрабатывать студийные долги, снимая "Цвет денег", а затем воплощать на экране свою давнюю идею об экранизации романа "Последнее искушение Христа". Де Ниро за это время успел сняться в лентах "Однажды в Америке", "Неприкасаемые", "Сердце ангела" и многих других.
Мне понравился фильм "Король комедии", на мой взгляд, он очень сильно недооценен. Это очень едкая саркастическая история с довольно неожиданным финалом. Я уж молчу, что нашумевший "Джокер" это фактически ремейк "Короля комедии " с элементами "Таксиста".
"Славные парни" (1990)
Скорсезе прочитал биографию бывшего гангстера Генри Хилла авторства Николаса Пиледжи во время съёмок ленты "Цвет денег". Ему понравился образ всемогущих "славных парней", которые просто брали себе всё, что хотели. Многие люди вокруг Скорсезе даже не подозревали, что в мире есть такие гангстеры, сам же он видел их ещё в детстве, когда жил в "Маленькой Италии". Скорсезе долго сомневался, снимать ли ему ещё один гангстерский фильм, ведь он уже снял "Злые улицы" и частично отобразил этот мир в "Бешеном быке". Однако его смогли уговорить его верная соратница Тельма Шунмейкер и другой маститый режиссер Майкл Пауэлл, убедив Скорсезе, что это отличная идея, которая нисколько не повторяет предыдущих удачных "гангстерских" заходов режиссёра. Скорсезе договорился с Пиледжи о работе над сценарием, а на главную роль пригласил Рэя Лиотту, которого запомнил по фильму "Дикая штучка". Персонажа Джимми Конуэя согласился сыграть Де Ниро, причём инициатива исходила от самого актёра, который услышал о готовящемся проекте "Славных парней". Так они снова оказались вместе. Также в их теплую компанию вновь влился Джо Пеши, когда-то сыгравший младшего брата "Бешеного быка".
В итоге фильм "Славные парни" очень понравился критикам и собрал отличную кассу в прокате. К тому же он и по сей день считается одной из самых знаковых лент всего жанра "гангстерское кино".
Я не большой поклонник "Славных парней". В целом, мне нравится этот фильм, но он не приводит меня в трепет и восторг, возможно, потому что я в принципе не любитель гангстерского кино. К тому же, на мой взгляд, это одна из самых слабых и невыразительных ролей Де Ниро в лентах Скорсезе.
"Мыс страха" (1991)
Ремейк классического триллера "Мыс страха" Скорсезе фактически навязали продюсеры студии "Universal". Финансово поддержав коммерчески не выгодную ленту "Последнее искушение Христа", боссы "Universal" договорились со Скорсезе, что затем он снимет для них фильм, ориентированный на кассовые сборы. Забавно, что изначально Скорсезе предлагали снять "Список Шиндлера", а Спилберг занимался "Мысом страха", однако в итоге режиссёрам удалось обменяться друг с другом проектами.
"Мыс страха" это ремейк фильма 1962-го года, в котором рассказывается о только что освободившемся насильнике, решившем отомстить своему адвокату, который 14 лет назад скрыл от суда важные документы. Материал не самый подходящий по стилю для Скорсезе, но что поделать - обещания надо выполнять. Привлечь Де Ниро к съемкам в этом проекте удалось, убедив его, что это фильм о вине и возмездии, и что ему есть, что здесь играть. И действительно, Де Ниро опять подошёл к роли с присущей ему гиперответственностью, попросив своего дантиста намеренно испортить ему зубы (их последующее восстановление стоило Де Ниро 20 тысяч долларов). Итог - номинация на премию Оскар для Де Ниро, невероятный кассовый успех и очередной период творческой свободы Скорсезе, которым он воспользовался, сняв экранизацию исторического романа "Эпоха невинности".
Мне фильм "Мыс страха" скорее понравился, но это действительно не стиль Скорсезе. Обычный, стандартный триллер, который на более высокий уровень рывком поднимает Роберт Де Ниро, потрясающе сыграв психопата, убийцу и насильника. Мощная и очень не типичная для него роль.
"Казино" (1995)
Идею фильма "Казино" Скорсезе принёс Николас Пиледжи, автор "Славных парней". Когда-то он заключил контракт с издательством на написание биографической книги о бандите Фрэнке Розентале по прозвищу "Левша", его окружении и жизни в Лас-Вегасе 70-х. Четыре года он собирал информацию и, когда у Скорсезе неожиданно приоткрылось "окно" в графике, ринулся в него, даже не имея законченный текст на руках. Скорсезе не устоял перед напором Пиледжи, к тому же на него начали давить боссы "Universal", решившие повторить кассовый успех "Славных парней". Для этого они вновь собрали на одной площадке не только Пиледжи и Скорсезе, но и Де Ниро с Джо Пеши.
В целом, затея удалась - фильм "Казино" собрал неплохую кассу в прокате. Однако мнения критиков разделились: кто-то посчитал "Казино" слишком явным повторением "Славных парней", кто-то, не споря с этим тезисом, все же признавал, что это более зрелая и качественная работа. С наградами всё тоже было негусто: ими разжилась только исполнительница роли второго плана Шэрон Стоун.
Фильм "Казино" ещё ярче продемонстрировал, что Скорсезе и Де Ниро отдали друг другу всё, что могли. К тому же сам Де Ниро невольно приблизил расставание. Дело в том, что перед "Казино" он успел сыграть в фильме "Жизнь этого парня", где актерский тандем с ним составил юный Леонардо Ди Каприо. Как-то Де Ниро, общаясь со Скорсезе обронил: "Надо бы и тебе поработать с этим пацаном". В итоге Лео дебютировал у Скорсезе в его "долгострое" под названием "Банды Нью-Йорка" и на долгие годы стал новой музой Скорсезе. С Де Ниро же они расстались на долгие 20 лет.
К фильму "Казино" я отношусь примерно также, как и к "Славным парням". Стильно, мощно, драматично, но не цепляет - не близкий мне жанр. Но одевался там Де Ниро просто шикарно)
"Пробы" (2015)
За 20 лет, прошедшие с выхода фильма "Казино" в творческой жизни Скорсезе и Де Ниро было много всего примечательного. Так, например, Скорсезе продолжил исследовать атмосферу ночного Нью-Йорка в ленте "Воскрешая мертвецов", исполнил свою давнюю мечту и снял "Банды Нью-Йорка", продолжил сотрудничество с Лео ДиКаприо в "Авиаторе", "Отступниках", "Острове проклятых" и "Волке с Уолл-стрит" и отдал дань уважения одному из отцов кинематографа в "Хранителе времени". Де Ниро же перемежал криминальные фильмы ("Схватка", "Джеки Браун", "Ронин", "Медвежатник") с драмами ("Фанат", "Военный ныряльщик", "Мой парень - псих") и даже комедиями ("Плутовство", "Анализируй это", "Знакомство с Факерами"). При этом нельзя сказать, что друзья совсем забыли друг о друге и не пересекались в кино - как минимум, они оба приняли участие в озвучке мультфильма "Подводная братва", а также Скорсезе стал продюсером ленты "Малавита", в которой Де Ниро сыграл одну из главных ролей.
Их реюнион в формате "режиссёр+актёр" случился достаточно неожиданно и в довольно интересном жанре - короткометражном рекламном фильме "Пробы", снятом по заказу игорно-гостиничного комплекса "Studio City", новые филиалы которого открывались в Маниле, Макао и Токио. Забавно, что в этой картине снялся не только Де Ниро, но и ДиКаприо. Собственно на их противостоянии лента и построена: актёры встречаются со Скорсезе в Маниле и выясняют, что они претендуют на одну и ту же роль в его новом фильме.
Лента "Пробы" получилась столь забавной, а возвращение тандема Скорсезе и Де Ниро столь долгожданным, что фильм хотели даже показать на открытии Каннского кинофестиваля, однако всё-таки не стали в виду его явной рекламной направленности.
Мне "Пробы" понравились, действительно очень прикольная и забавная картина, хоть и не без рекламных реплик. А уж пикировки ДиКаприо и Де Ниро - так и вовсе великолепны. И если вам и этого мало, то также в фильме появляется Брэд Питт (который, кстати, никогда не играл в больших фильмах Скорсезе).
"Ирландец" (2019)
Скорсезе и Де Ниро вынашивали идею этого фильма достаточно долго. Изначально это даже не было "Ирландцем", то есть проектом экранизации книги Чарльза Брандта "Я слышал, ты красишь дома" о взлёте мафиозного убийцы Фрэнка Ширана и его роли в деле об исчезновении популярного профсоюзного лидера Джимми Хоффы. Старые друзья по-стариковски хотели сделать что-то, как в старые-добрые. Какое-то время даже обсуждался автобиографический проект о совместной карьере, однако, в итоге Скорсезе и Де Ниро вновь остановились на гангстерском материале, раз уж они являются признанными мастодонтами жанра. У проекта было много "затыков". Скорсезе хотел снять длинную гангстерскую сагу, привлечь к проекту давно завершившего карьеру Джо Пеши, а также Аля Пачино и разумеется самого Де Ниро, омолодить героев при помощи CGI-эффектов, иметь полный контроль над съемками и за всё это кто-то должен был заплатить. Долгое время желающих сделать ставку на такой рискованный и дорогостоящий материал не было. Однако в конечном итоге ситуацию спасли боссы "Netflix", выполнившие все условия Скорсезе.
В итоге Скорсезе снял "Ирландца", хронометраж которого приблизился к четырём часам. Сам Скорсезе не хотел превращать фильм в мини-сериал по творческим и идеологическим причинам, а "Netflix" пошёл на это, рассчитывая пошуметь на Оскаре, где для мини-сериалов нет номинаций. В итоге получилось неоднозначно - критики отнеслись к фильму тепло, но без восторгов, на Оскаре "Ирландец" таки пошумел (9 номинаций), но ни одной статуэтки не взял. К тому же над сценами с омоложенными Де Ниро, Пеши и Пачино в сети откровенно и массово издевались. Но, думаю, что Скорсезе и Де Ниро было на всё это плевать с высокой колокольни. Они снова сделали вместе что-то стоящее и сделали это ровно так, как они этого хотели.
Я смотрел "Ирландца" дважды и оба раза впечатления были одинаковыми - да, классно снято, отлично сыграно, интересно и мощно написано. Но CGI-сцены это просто позор, и самое главное - ну почему же так длинно? Кажется, что для этого материала вполне хватило бы и двух с половиной, максимум трёх часов.
"Убийцы цветочной луны" (2023?)
На девяти совместных фильмах Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро решили не останавливаться и УЖЕ сняли десятый, который в данный момент ожидает подходящего времени для старта проката и стриминга на Apple-TV. Есть ощущение, что этот фильм приберегут на конец 2023-го, чтобы он полноценно поучаствовал в Оскаровской гонке 2024. Это будет драматический вестерн-триллер, основанный на реальных событиях, которые произошли в индейском поселении в 20-х годах. Открытое месторождение нефти обогатило местных жителей-индейцев, которые вдруг начали массово погибать. Де Ниро, судя по всему сыграл роль антагониста-убийцы, а двух агентов ФБР, отправленных в поселение для расследования убийств, изобразили Джесси Племонс и кто бы вы думали?.. разумеется, Леонардо Ди Каприо. Ждём? Конечно! Это должно быть эпично.
Вместо заключения.
У каждого режиссёра наверняка есть свои любимчики среди актёров. Однако мало у кого получаются столь плодотворные и успешные тандемы, как у Скорсезе с Де Ниро. Примеры подобного рода всегда содержат в себе, как минимум, крепкую дружбу за пределами экрана и космический уровень взаимопонимания. К тому же важно, чтобы и режиссер и актёр были серьезными величинами в мире кино, чтобы у них была возможность диктовать свои условия продюсерам и компаниям и в большинстве случаев делать то, что им хочется, говорить со своим зрителем о своих насущных проблемах и переживаниях. История этого тандема наглядно показывает, что Голливуд - это не только фабрика по производству денег, но и место, где два великих мастера могут долгие годы творить, вписывая золотыми буквами свои имена в историю, не побоюсь этого слова, искусства под названием кино.
Продолжение следует!