До церемонии вручения наград премии "Оскар 2023" осталось чуть больше недели. Уже понятно, что все основные фильмы я посмотреть успею, а вот на что-то сверх самых важных номинаций времени уже не останется. Ну ничего - потом добью. Сегодня в рубрике следующие картины: нетипичный авторский байопик "Блондинка", фем-манифест "Говорят женщины" и comeback Брендана Фрейзера "Кит".
"Блондинка"
Blonde
Год: 2022
Страна: США
Режиссёр: Эндрю Доминик
В главных ролях: Ана де Армас, Джулианна Николсон, Эдриан Броуди, Бобби Каннавале, Ивэн Уильямс, Тоби Хасс, Каспар Филлипсон, Сара Пэкстон
Продолжительность: 167 минут
В постмодернистской культуре есть один довольно расхожий штамп - если хочешь поговорить о пропасти, которая разделяет публичную деятельность суперзвезды и её частную жизнь, вспомни о Мэрилин Монро. Это клише так давно и прочно стало общим местом, что ещё в 96-м году был снят фильм "Норма Джин и Мэрилин", где этот дуализм был воплощён на экране буквально: две ипостаси одного человека были сыграны двумя разными актрисами Эшли Джадд и Мирой Сорвино. Казалось бы, что ещё можно сказать или показать в этой теме, чтобы это выглядело свежо и не потасканно? "Подержи моё пиво!" - сказал Эндрю Доминик и снял свою "Блондинку".
Если говорить о сюжете фильме, то это ровно та же история о несоответствии образа звезды киноэкрана с реальной жизнью несчастной девушки и о том, как этот образ сначала уничтожает Норму Джин, а затем становится её последним прибежищем. Эта дихотомия здесь "выкручена" до упора: три часа мы смотрим на мучения "госпожи Монро", которую всю жизнь используют и насилуют другие люди, как в метафорическом, так и в самом прямом смысле этого слова. Да и у самого Доминика, кажется, нет никакой эмпатии к Норме Джин - его камера показывает всё происходящее настолько цинично и бесцеремонно, что это больше похоже на полостную хирургическую операцию, чем на дружеские, подбадривающие объятия. Именно этот факт так возмутил многих критиков: у "Блондинки" очень плохая пресса, низкие оценки на профильных сайтах и всего одна премия "Оскар", хотя изначально казалось, что фильм станет одним из главных событий наградного сезона. Сам я, кстати, не вижу в этом большой проблемы - да, кино предельно жёсткое и даже жестокое, ну и что теперь: никто не обещал нам лёгкого времяпрепровождения при просмотре этой ленты. Не очень хорошо, что этой препарации подверглась реально существовавшая женщина, однако, фильм в принципе не очень-то претендует на аутентичность биографии, к тому же Мэрилин Монро - это уже давно символ, оторванный от реальности.
Но как в жизни Мэрилин Монро была вторая сторона медали, так и с этим кино всё не так просто. Если его сюжетная сторона вызывает вопросики, то с формалистской точки зрения это, безусловно, шедевр и пример идеальной авторской кинематографии. Пожалуй, можно выделить две главные "фишки" картины. Во-первых, вся лента снята не по законам реальности, а по законам кошмарного сна. Норма Джин постоянно теряет себя в пространстве и времени, из её жизни выпадают огромные куски, лица восторженных поклонников причудливо растягиваются в жутких оскалах, зеркало хохочет в ответ на слезы, премьерный показ фильма с её участием превращается в сплошные сполохи, всё вокруг только кажется, а не существует на самом деле.
Второй яркий приём это перенос на экран самых известных фотографий с Мэрилин Монро. Чтобы подчеркнуть разлад в её душе, Доминик "оживляет" культовые снимки Монро, но жить внутри этой визуализации приходится Норме Джин и это несоответствие буквально витает в воздухе. Этим же приёмом объясняется постоянная смена цветовой гаммы и формата экрана: если, например, фотография была чёрно-белая, то и соответствующая сцена фильма мгновенно лишается цвета. Это далеко не единственные приемы, которые использует Доминик в этом фильме, просто поверьте - разговор о формальной стороне картины "Блондинка" может затянуться очень надолго.
Ана де Армас, исполнившая здесь главную роль, идеально уловила все эти нюансы: она играет не Мэрилин Монро, а мерцающую грань между реальной, очень несчастливой девушкой и суперзвездой с глянцевых фотографий, да ещё и к тому же в пространстве жуткого, страшного сновидения. Блестящая роль!
Таким образом, фильм "Блондинка", на мой взгляд, это выкрученная до предела, но не вполне оригинальная тема, завернутая в действительно очень крутую авторскую оболочку с великолепной актёрской работой в центре. Как это оценивать - решайте сами. Я бы сказал, что это всё-таки очень крутой фильм, тем более, что заявленная тема уже очень близка к тому, чтобы войти в пантеон вечных.
Прогноз на Оскар: при всём негативе от критиков в адрес этого фильма, надо отдать им должное - Ану де Армас они всё-таки не обидели и абсолютно заслуженно номинировали на Оскар. Однако вряд ли она его получит: в этой номинации главная битва состоится между Мишель Йео и Кейт Бланшетт.
"Говорят женщины"
Women Talking
Год: 2022
Страна: США
Режиссёр: Сара Полли
В главных ролях: Руни Мара, Клэр Фой, Джесси Бакли, Бен Уишоу, Джудит Айви, Шейла Маккарти, Фрэнсис Макдорманд
Продолжительность: 104 минуты
Фильм "Говорят женщины" основан на реальной истории, произошедшей в середине нулевых в Боливийской колонии меннонитов (религиозное ответвление протестантизма). В период с 2005-го по 2009-й женщин колонии опаивали снотворным и насиловали по ночам. Насилию подверглись более 100 женщин в возрасте от трёх до 65 лет. На все жалобы и протесты меннонитки получали в ответ обвинения в ереси, бесах и домыслах. Дело всё-таки дошло до суда, который в итоге тянулся бесконечно долго. Кто-то даже был осуждён, но в целом это не решило проблему насилия в замкнутых религиозных общинах. В 2018-м году писательница Мириам Тейвз провела расследование и опубликовала роман "Говорят женщины", который и лег в основу этого фильма. Впрочем, насколько я понял, из книги в ленту перенесена только завязка конфликта, а события происходящие в амбаре, где избранные колонистки решают, что им делать дальше, более или менее вымышлены.
Картина "Говорят женщины", безусловно, из тех лент, которая неминуемо отхватит тонну хейта от людей, не верящих в существование проблемы бытового насилия и находящих везде следы, так называемой ими, "повесточки". Я такое мнение осуждаю и не приемлю, однако всё-таки вынужден признать, что лента сделана не слишком изящно: местами метафоры в ней слишком топорны и подаются чересчур "в лоб". Мужчин в кадре здесь практически нет - то есть женщины, как обычно, остались наедине со своими проблемами. Но один мужчина всё-таки есть и он нормальный - хештег "не все мужики козлы". Персонажи чётко распределены по архетипам: вот радикальная девушка, доведённая до стадии безотчетной агрессии, вот сомневающаяся "терпила", вот девушка типажа "голос разума", раскладывающая всё по полочкам, вот молодое поколение, которое ещё не совсем четко понимает, в чем собственно проблема, вот сломленная девушка, отказавшаяся в итоге от своей идентичности, вот мудрые тётушки, признающие что все эти годы были неправы, и где-то практически за кадром маячит тень суровой женщины, которую жизнь научила, что "будет хуже". Такие схемы неплохо работают в формате философской притчи, но такой подход, как мне кажется, неизбежно снижает накал повествования и "замыливает" серьезность заявленной темы.
Несмотря на то, что эта стилистическая проблема помешала мне в полной мере прочувствовать фильм, стоит признать, что он весьма талантливо снят и, если покопаться, в нём можно найти довольно интересные художественные приёмы. Я, например, заметил, что та самая "сомневающаяся" героиня бОльшую часть фильма сидит в пол-оборота спиной к камере, а половина её лица часто оказывается в тени. И именно эта часть лица в итоге пострадала больше всего от рук мужа-садиста. Ещё один интересный эпизод связан с прыжком юной колонистки в дверь, расположенную на уровне второго этажа. Напугав своих подруг до полусмерти, она в итоге приземляется в стог сена: мол, смотрите, уйти - это не страшно и не опасно. И таких деталей в ленте много, знай, сиди себе, да отгадывай. К тому же нельзя не отметить актёрский состав картины: Руни Мара, Джесси Бакли, Бен Уишоу, Клэр Фой, Фрэнсис Макдорманд - все они были весьма убедительны в узких рамках своих архетипических образов. Кстати, заметили - две "девушки с татуировкой дракона" в одном кадре, надо было ещё Нуми Рапас позвать.
Как итог: крепкий, остросоциальный фильм, понятно, зачем и для кого снятый, но без концептуальных изысков и несколько прямолинейно сконструированный, что на мой взгляд снижает ценность его посыла и развязывает руки и рты оголтелым искателям "повесточки".
Прогноз на Оскар: "Лучший фильм" картина "Говорят женщины", конечно не получит, но вот за звание "Лучшего адаптированного сценария" вполне может побороться. Конкуренты там не самые сильные, из серьезных претендентов разве что "На Западном фронте без перемен".
"Кит"
The Whale
Год: 2022
Страна: США
Режиссёр: Даррен Аронофски
В главных ролях: Брендан Фрейзер, Сэди Синк, Тай Симпкинс, Хонг Чау, Саманта Мортон, Сатья Шридхаран
Продолжительность: 117 минут
Главный герой ленты Чарли - 300-килограммовый мужчина, не покидающий пределы своей душной, тёмной квартиры. Чарли, пережив череду трагических событий, мягко говоря, перестал следить за собой и довёл себя до предсмертного состояния. Также в этой квартире периодически появляется единственная подруга Чарли медсестра Лиз, его дочь Элли - дерзкая, злая девушка, с которой Чарли не виделся 8 лет, а также молодой проповедник Томас.
Даррен Аронофски - один из самых любимых моих режиссёров (пожалуй, в этом году надо сделать марафон, посвящённый его фильмам). К 54 годам этот американских постановщик успел снять всего 8 полнометражных картин. Я не смотрел только "Фонтан", а остальные его ленты оцениваю в промежутке между "хорошо" ("Пи", "Рестлер") до "великолепно" ("Реквием по мечте", "Чёрный лебедь", "мама!"). С точки зрения формальных кинематографических приёмов творчество Аронофски чётко делится на два периода: ранний - с так называемым "хип-хоп монтажом", рапидами, таймлапсом и полиэкранами; и более поздний - с длинными причудливо выстроенными кадрами, внимательной, изучающей своих героев "камерой" и ровной цветовой гаммой. Неизменным остаётся саспенс на грани с фильмами ужасов, натуралистичность, временами доходящая до абсурда, и проблематика лент. Главными темами Аронофски из фильма в фильм становятся самого разного рода обсессии, демоны внутри человека, падение на дно социальной или психологической ямы, а также борьба духовного с телесным.
"Кит" - на мой взгляд, вершина творчества Аронофски в рамках его второго этапа развития, квинтэссенция всех вышеописанных приёмов и подходов. Это клаустрофобная, страшная история о человеке, который после череды трагических событий решил фактически отказаться от себя, но смог таким образом только разрушить своё тело, превратив его во что-то уродливое, бесформенное, безобразное. Искорёжить свою физическую оболочку оказалось гораздо проще, чем душу. Внутри себя главный герой ленты, как бы он не старался всё испортить, остался таким же добрым, славным идеалистом, оптимистично настроенным и верящим во всё хорошее в людях. В итоге "дух" вступил в схватку с "телом", и эта борьба в фильме сопоставляется с эпическим, культовым противостоянием Ахава с китом Моби Диком, который и дал название этому фильму.
Брендан Фрейзер в этой роли просто великолепен. Очевидно, что Аронофски выбрал именно его на эту роль неслучайно. Около 15 лет назад после череды жизненных потрясений и неудач Фрейзер впал в депрессию, запил, растолстел и в общем-то пустил свою очень многообещающую карьеру под откос. Так что во многом Фрейзер в "Ките" играл и свою историю, что позволило ему максимально вжиться в роль и быть в ней невероятно убедительным. Всё это привело к реставрации карьеры, номинации на "Оскар" и шестиминутным овациям на премьере фильма в рамках Венецианского кинофестиваля. Аронофски, кстати, уже не в первый раз проворачивает подобный трюк: 15 лет назад в картине "Рестлер" главную роль исполнил вышедший в тираж Микки Рурк, для которого эта работа также стала своеобразной исповедью. Другие важные роли в "Ките" исполнили звезда сериала "Очень странные дела" Сэди Синк, подающий надежды актёр Тай Симпкинс и невероятно убедительная Хонг Чау.
Мне очень понравился этот фильм - глубокий, серьёзный, временами очень страшный, временами невероятно грустный, но в итоге оставляющий зрителю простор для оптимизма и надежды на будущее.
Прогноз на Оскар: неделю назад я называл Остина Батлера ("Элвис") и Колина Фаррелла ("Банши Инишерина") главными кандидатами на победу в номинации "Лучшая мужская роль". Однако Гильдия киноактёров США в рамках своей премии отдала приз именно Брендану Фрейзеру, и у меня не повернётся язык сказать, что это было незаслуженно. Так что эта номинация становится ещё более непредсказуемой - теперь у нас три равнозначных кандидата на победу. А вот Хонг Чау в номинации "Лучшая женская роль второго плана", пожалуй, ничего не светит, хотя мне её работа тоже очень понравилась.