«ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ...» (Записки очевидца, эпизод 1)
12 октября 2017 г. 1:02
5935
98

В 1917 году с политической карты мира исчезла Российская Империя. Противоречия между властью и обществом, Первая мировая война, тяжелое экономическое положение – спровоцировали революцию Февральскую, вылились в революцию Октябрьскую, и в конце концов, обрушились войной Гражданской. Но революции не возникают сами по себе – их делают люди. Откуда взялись революционеры? Кто эти люди, вышедшие на авансцену истории в критический для страны момент?

Знакомьтесь, Евгений Григорьевич Акифьев. Родился в 1895 году в поселке Шайтанского завода. Большая семья (девять детей) жила в собственном доме по улице Трактовой (Орджоникидзе, 9). Отец, Григорий Георгиевич Акифьев, работал на Шайтанском заводе Павла Берга, мать, Вера Митрофановна Акифьева (Нарбутовских), – домохозяйка. «До 13 лет находился на иждивении отца, слесаря-машиниста Нижнешайтанского завода. В 14 лет пошел работать учеником слесаря в механический цех Нижнешайтанского завода. Работал на заводе до июня 1915 года, до призыва в царскую армию».



Евгений Григорьевич Акифьев (справа) с однополчанином, 1916 год.

Первую мировую войну двадцатилетний юноша встретил в регулярных частях царской армии. В декабре 1916 года, после госпиталя, он был откомандирован в школу мастеров-оружейников, что находилась тогда в заштатном городке Петергофского уезда, Ораниенбауме (сегодня – город Ломоносов). В городе тогда существовал марксистский кружок, в который входили слесари оружейных мастерских, а в школе оружейных мастеров работали высококвалифицированные петроградские рабочие, прошедшие серьезную школу политической борьбы. «Они поддерживали тесную связь с Петроградским комитетом РСДРП(б) и возглавили солдат, когда настал час расплаты с царизмом». 27 февраля 1917 года взвод революционно настроенных оружейников, в числе которых был и Акифьев, получил приказ нарушить связь с Петроградом. «В Ораниенбауме был тогда расквартирован пулеметный запасный полк – свыше 15 тысяч солдат и офицеров, вооруженных сотнями пулеметов. Была в городе и офицерская стрелковая школа. Эти части нужно было нейтрализовать».



Весна 1917 года в Петрограде.

Операция удалась. Но на обратном пути взвод попал в расположение казаков, оружейников арестовали. Сидеть пришлось недолго. Через несколько часов их освободили восставшие. Казаки были разоружены. «Напрасно офицеры Ораниенбаумского гарнизона отговаривали своих солдат от выступления. Собравшиеся на плацу перед казармой солдаты 1-го пулеметного полка приняли решение идти на помощь восставшему Петрограду». Вечером 27 февраля власть в Ораниенбауме перешла в руки революционного гарнизона. Около семисот вооруженных солдат направились в Петроград «свергать царя, бить городовых и заключать мир». Чтобы преградить им дорогу, командование Петергофского гарнизона выслало навстречу юнкеров, но те разбежались после первых выстрелов. В Петергофе к ораниенбаумцам присоединились другие революционно настроенные воинские части. Ранним утром 28 февраля у Нарвской заставы все они побратались с путиловскими рабочими.



Приезд Ленина в Петроград. Художник Аксенов, 1969 год.

«В бурные дни февраля революционно настроенные солдаты, в том числе мастер-оружейник Акифьев, принимали участие в разоружении неблагонадежных частей, в арестах жандармов». В марте 1917 года Евгений Григорьевич принял предложение своих друзей и устроился работать на Путиловский (Кировский) завод. «Работаем по-новому, восемь часов и ни минуты больше». Здесь, на Путиловском, он второй раз увидел Ленина.

«Я встречал Ильича в апреле, когда он возвратился в Россию, – рассказывает Евгений Григорьевич, – но тогда я видел его издалека. А в этот раз мы ждали Ильича на митинг. На заводе он появился внезапно, один обходил цехи. Заметил стоящих рабочих и подошел. Тут же был и я. Ильич тепло поздоровался с каждым. «Ну, а вы откуда будите?» – спросил Ильич меня. И узнав, что я с Урала и попал сюда в составе революционных частей, он сказал: «Да, да, товарищ, вы нужны сейчас здесь. Вот установим Советскую власть в Петрограде, тогда и поедем по домам. И там нужна будет ваша помощь». Потом был митинг и путиловцы внимательно слушали Ильича. Ленин говорил, что нужно кончать войну, объяснял необходимость союза рабочих всех воюющих стран, рассказывал о путях, по которым нужно идти к такому союзу. «Захват власти рабочими и крестьянами сможет дать нашей стране разрешение наших неотложных вопросов. Только Советы могут дать народу все необходимое». На Путиловском заводе Евгений Акифьев работал в железнодорожном цехе, а когда подошел срок, вместе с путиловскими рабочими «принимал участие в борьбе против министров капиталистов». В конце сентября 1917 года вернулся на Урал, на родной Шайтанский завод и поступил работать «машинистом в электрическую станцию».



Ленин на митинге рабочих Путиловского завода в 1917 году. Художник Бродский И.И, 1929 год.

Евгений Григорьевич вспоминал: «В конце декабря месяца 1917 года в наш Шайтанский завод из Екатеринбурга приехал меньшевик Стрижов и каким-то образом добился у местного Совета созыва рабочего собрания. Это собрание было созвано в школе № 1. Собралось человек около ста. Выбрали президиум, открыли собрание. Докладчик Стрижов медленно начинает свою речь: «Благодаря исключительному умению распознавать слабые места противника, благодаря глубокой преданности интересам России со стороны Керенского, в последнее время мы на фронтах одержали ряд побед. Будет преступлением с нашей стороны, если мы откажемся от войны и не будем ее продолжать». Обливаясь потом, задыхаясь от потока своих слов, докладчик закончил свою речь: «Война, до победного конца вот наша задача, вот наш лозунг».

Примечание: Сергей Николаевич Стрижов – уроженец Билимбая, один из лидеров эсеровской организации Екатеринбурга, брат Ивана Николаевича Стрижова.Подробности в колонке «Краеведение», ответ 10

«В зале могильная тишина. Прошло несколько минут утомительно напряженного ожидания. Желающих высказаться нет. Понемногу, благодаря понуканиям докладчика, собрание раскачалось, Заговорили одновременно несколько человек: «Докладчик сказал правильно», «Войну надо продолжать, раз победа на нашей стороне» и т. д. Но связного, осмысленного выступления от рабочих не было. На этом собрании присутствовал и я. Мне, как участнику Февральской революции и первого наступления на царский Петроград в составе технической команды города Ораниенбаума и тем более коммунисту, были известны некоторые большевистские лозунги и я выступил против речи Стрижова. Я говорил, что войну надо кончить, заключить мир, а у себя бороться за власть Советов».

«После моего выступления Стрижов обрушился на меня, обвиняя чуть ли не в шпионстве. Сделали перерыв на курение. Во время перерыва, в коридоре, я начал разъяснять ребятам, почему мы не можем и не должны вести войну, почему мы должны бороться за власть Советов. Сначала некоторые ребята мне возражали, но потом согласились с моими доводами. После перерыва собрание возобновилось, я опять взял слово и снова повторил ранее сказанное мной. Меня очень хорошо поддержал Тычинкин Николай Иванович. После наших выступлений в зале произошел целый хаос. Стрижов кричал против нас, человека два, три его поддержали, а большинство им возражало. Собрание сорвалось».



Рабочий отряд уходит на фронт. Художник Соколов-Скаля.

«Примерно дня через два, из Екатеринбурга же, «приехал большевик товарищ Лепа и в той же школе созвал рабочее собрание. Присутствовало свыше 100 человек. Лепа говорил: «Каждый рабочий и трудящийся крестьянин должен защищать свою революцию, защищать и бороться за свою власть, власть Советов. Он много и толково разъяснял о бесполезности продолжать начатую империалистами войну, а особенно подробно говорил о советской власти и призывал на защиту и борьбу за власть Советов. На этом собрании нас, коммунистов, было немного, но все же вся масса дружно поддержала докладчика и вынесла решение: «За мир», «За Советскую власть». Тут же провели запись в добровольцы на защиту Петрограда».

Примечание: Альфред Карлович Лепа, член РСДРП(б) с 1914 года, с 1933 по 1937 годы – первый секретарь Татарского обкома ВКП(б), член ЦИК СССР, член особой тройки НКВД СССР. В 1937 году был обвинен во вредительстве, терроризме, контрреволюционной деятельности и расстрелян.

«После этого мы на собрании своей партийной ячейки, обсудили вопрос о добровольной записи желающих пойти на фронт в защиту Петрограда и тут же записались добровольцами: Титов Павлин Григорьевич, Пономарев Александр Петрович, Акифьев Евгений Григорьевич и другие».

Автор: Н. В. АКИФЬЕВА ©

Источники: документы личного архива автора, газетные публикации: «Под знаменем Ленина», 23 февраля 1932 года и «Под знаменем Ленина», 23 февраля 1958 года.

Другой материал автора по теме:

ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ (информация к размышлению)

ЛЮДИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

ИТПицца
ЕКБушка