Лучшие фильмы 2014
20 лучших фильмов 2014 года выпуска
20 место. Двойник (The Double, Ричард Айоади, Великобритания)
Официальная мировая премьера состоялась в 2013-м году, а у нас фильм вышел только в мае 2014-го. Так что я принял решение включить его в этот список. "Двойник" — лучшая философская антиутопия года, которая понравилась мне больше, чем, например, "Теорема Зеро" Гиллиама. "Двойник" — это прекрасная сюжетная основа Достоевского, кафкианская атмосфера безумия и великолепная игра Джесси Айзенберга.<<Читать рецензию>>
19 место. Лего. Фильм (The Lego Movie, Фил Лорд и Кристофер Миллер, Австралия-США-Дания)
"Лего. Фильм" — лучший мультфильм года, который по дурацким формальным причинам не попал в шорт-лист номинантов на премию "Оскар". Думаю, что если бы не столь вопиющее проявление кинобюрократии, эта картина, как минимум, была бы среди фаворитов гонки. "Лего. Фильм" — это нестандартная, качественная анимация, интересный сюжет с социальным подтекстом и много-много смешных шуток и пародий на популярные бренды и события.<<Читать рецензию>>
18 место. Охотник на лис (Foxcatcher, Беннет Миллер, США)
"Охотник на лис" — один из самых вдумчивых, медитативных и скрупулёзных фильмов года. Он настолько вдумчив, что многим показался скучным и занудным. Я с этим категорически не согласен. "Охотник на лис" — это публичная препарация безумной души, выявление причин и следствий, тончайшая игра психологических нюансов. К тому же Беннет Миллер подарил нам новых Стива Каррелла и Ченнинга Татума. Такими мы их ещё никогда не видели.<<Читать рецензию>>
17 место. Стрингер (Nightcrawler, Дэн Гилрой, США)
Картина "Стрингер" пала жертвой российских прокатчиков, которые не посчитали необходимым показать российскому зрителю этот фильм в кинотеатрах. А ведь здесь есть на что посмотреть. Как минимум, на живое воплощение циничного недочеловека с отсутствующими моральными границами в блистательном исполнении одного из самых одарённых актёров современности — Джейка Джилленхола.16 место. Дикие истории (Relatos salvajes, Дамиан Сифрон, Аргентина-Испания)
"Дикие истории" — аргентинский, социальный "Ералаш" для взрослых. Шесть историй о том, что не стоит будить в человеке зверя, потому что никогда не знаешь, чем это может обернуться. "Дикие истории" за полтора часа дарят своему зрителю весь спектр эмоций, от безудержного веселья до невыразимой грусти, оставаясь при этом цельным и гармоничным фильмом. Это дорогого стоит.<<Читать рецензию>>
15 место. Ошибка времени (Time Lapse, Брэдли Кинг, США)
Самая объективно спорная позиция в моём рейтинге. Прекрасно понимаю, что ни высоким уровнем постановки, ни мастерством актёров здесь не пахнет. Но всё решает сценарий. Я давно не видел фильма со столь занимательной завязкой и, что важнее, вписывающейся в приемлемые логические рамки концовкой. "Ошибка времени" — пример хорошего и захватывающего фантастического триллера с эффектным финалом.14 место. Виноваты звёзды (The Fault in Our Stars, Джош Бун, США)
Нет ничего плохого в разумной доле мелодраматизма. Легче лёгкого, увидев в синопсисе слова "рак", "подросток" и "любовь", сразу же повесить на фильм ярлык "эксплуатации" и "слёзодавилки". Но "Виноваты звёзды", на мой взгляд, не такая картина. Мне она показалась тщательно выверенной, проникновенной, честной и искренной.13 место. Ной (Noah, Даррен Аронофски, США)
"Ной" — на мой взгляд, идеальная экранизация библейского сюжета. В меру пафосная, не боящаяся ломать каноны, и не стесняющаяся оставаться "сказкой" для взрослых. Прибавьте к этому невероятную красоту визуальных экспериментов, трогательное музыкальное оформление, мощнейшую игру Рассела Кроу и вуаля!<<Читать рецензию>>
12 место. Мамочка (Mommy, Ксавье Долан, Канада)
В то время, как канадский вундеркинд Ксавье Долан стремительно набирает вес в фестивальном киномире, в широких кругах кинолюбителей его имя знают единицы. Но это не повод пропускать мимо себя отличный, сложный и очень драматичный фильм "Мамочка". Конечно, это "арт-хаус", конечно, это "не для всех", конечно это "тяжёло смотреть". Но не "Трансформерами" едиными, как говорится. "Мамочка" — классный фильм, после которого хочется много думать.11 место. Враг (Enemy, Дени Вильнёв, Канада-Испания)
Ещё один фильм в рейтинге, основывающийся на идее единства и борьбы противоположностей. Только в отличие от "Двойника" здесь и надрыва побольше, и метафоры поинтереснее, и общее впечатление складывается несколько более обескураживающее, в хорошем смысле этого слова. Ну и Джилленхолл, конечно, просто прекрасен. "Враг" — это киноаналог кубика Рубика: собирать его можно практически бесконечно, но процесс этот порой оказывается весьма увлекательным.10 место. Левиафан (Андрей Звягинцев, Россия)
Замыкает первую десятку моего рейтинга самый нашумевший и спорный российский фильм прошедшего года, который всерьёз боролся за получение "Оскара", что с нашими картинами случается очень редко. По уровню постановки, актёрской игре, актуальности и серьёзности тематики эта лента могла была быть и выше. Мешает некоторое сложно выразимое словами ощущение "перебора". Даже забавно, каждая сцена по-отдельности смотрится нормально, а вот всё вместе несколько "чересчур", буквально самую малость. В любом случае, "Левиафан" — это знаковое событие в российском кинематографе.<<Читать рецензию>>
9 место. Вселенная Стивена Хокинга (The Theory of Everything, Джеймс Марш, Великобритания)
Создатели этого фильма очень сильно рисковали. Во-первых, решение сместить акценты с научной и просветительской деятельности на семейную жизнь Стивена Хокинга не могло не вызвать отторжение у значительной части поклонников этого удивительного человека. Во-вторых, любой фильм про инвалидность просто обречён получить порцию претензий в манипулятивности. Однако на мой взгляд эксплуатацией острой темой здесь и не пахнет, а бытовые будни столь популярной личности не менее интересны, чем то, что мы и так можем узнать из Википедии. "Вселенная Стивена Хокинга" — трогательный и красивый фильм с невероятной игрой Эдди Редмейна.<<Читать рецензию>>
8 место. Всё ещё Элис (Still Alice, Ричард Глацер и Уош Уэстмоленд, США-Франция)
Ещё один классный фильм, который так и не дошёл до массового, российского зрителя. "Всё ещё Элис" — одна из самых страшных картин этого года, при том что формально вовсе не является ни триллером, ни "ужастиком". Однако при попытке вникнуть в проблемы главной героини, гениально сыгранной Джулианной Мур, по телу неизбежно расползаются "страшные" мурашки.<<Читать рецензию>>
7 место. Бёрдмэн (Birdman, Алехандро Гонсалес Иньярриту, США-Канада)
Один из самых эстетских фильмов года, при том, что форма в нём ничуть не уступает сути, в отличие от тех же "Отеля "Гранд Будапешт" и "Отрочества", которым не нашлось места в этом списке. "Бёрдмэн" с одной стороны это очень тонкая картина о проблемах общественного признания и кризисе среднего возраста, с другой стороны — кинематографический шедевр с технической точки зрения, смотреть который это одно сплошное синефильское удовольствие.<<Читать рецензию>>
6 место. Дурак (Юрий Быков, Россия)
Самый эмоциональный российский фильм года, который, конечно, уступает "Левиафану" с постановочной точки зрения, однако компенсирует недостаток режиссёрского мастерства своей запредельной эмоциональностью. "Дурак" снят не холодной головой, а горячим сердцем. Можно не соглашаться с мыслями и эмоциями Быкова, но отказывать ему в искренности — просто глупо.<<Читать рецензию>>
5 место. Мандарины (Mandariinid, Заза Урушадзе, Эстония-Грузия)
"Мандарины" — лучший военный фильм года, при том что непосредственно боевых действий там раз-два и обчёлся. Однако не только сам факт убийства себе подобных делает войну страшной, а также и то, какие именно мотивы приводят людей к уничтожению своих соседей по планете. Клочки земли, вера в разных "воображаемых друзей", минимальные различия в форме носа, ушей, бороды. Печальный и очень сильный фильм.<<Читать рецензию>>
4 место. Одержимость (Whiplash, Дэмьен Шазелл, США)
"Одержимость" — самый точечный по тематике фильм года. Главный вопрос фильма ("можно ли сломать тысячу посредственностей ради поиска одного гения") не входит в ряд вечных, широких тем, типа войны, семейных ценностей, добра, зла и прочих. Однако эта узость рассматриваемой темы идёт фильму только на пользу, заставляя мозг по-настоящему задуматься над непривычной и незамыленной проблемой. А уж как это "вкусно" поставлено и сыграно — просто высший пилотаж.<<Читать рецензию>>
3 место. Исчезнувшая (Gone Girl, Дэвид Финчер, США)
Я питаю слабость к режиссёрскому дарованию Дэвида Финчера. Мне кажется, что этот постановщик по уровню мастерства входит как минимум в пятёрку лучших режиссёров современности, являясь гениальным стратегом и блистательным "дирижёром" кинематографического оркестра. Фильмы Дэвида Финчера — это отточенный, крепко сбитый механизм, каждый винтик которого бережно смазан и прикручен главным механиком. А уж куда поедет эта "телега" зависит исключительно от сценария, который Финчер никогда не пишет сам, выбирая материал себе по вкусу. В данном случае, при помощи подающей надежды писательницы Гиллиан Флинн, получился самый мощный и неожиданный триллер года.<<Читать рецензию>>
2 место. Голгофа (Calvary, Джон Майкл МакДона, Ирландия-Великобритания)
Самый глубокий, щемящий и депрессивный фильм года. "Голгофа" — это настоящий кинематографический калейдоскоп. крутишь его, вертишь, и каждый новый узор красивее предыдущего. Непонятно как, но этому британскому режиссёру и сценаристу удалось увязать невероятное количество социальных проблем и вопросов под одной оболочкой, не потеряв при этом стройности повествования и внутреннего стержня картины. Добавьте к этому умопомрачительные виды депрессивной Ирландии и блестящую игру Брендана Глисона, и получите готовый, хоть и несколько неожиданный, шедевр.<<Читать рецензию>>
1 место. Интерстеллар (Interstellar, Кристофер Нолан, США-Великобритания-Канада)
"Интерстеллар" — это на 200% "мой" фильм. Считаю что, именно в этой картине Кристоферу Нолану удалось добиться идеального баланса во всех ключевых компонентах, присущих современному кинематографу. Идеальный, выверенный, умный, но не заумный сценарий, полный неожиданных поворотов, глубоких мыслей и драматичных событий. Сбалансированный актёрский состав, где никто не тянет одеяло на себя, все работают на команду, но при этом практически у каждого есть сильная, эмоциональная сцена. Торжество визуальной составляющей, которая не противопоставлена сюжету, и не является его суррогатной подменой, а наоборот подчёркивает красоту, глубину и мощь происходящего на экране. Гениальная музыка Ханса Циммера, которая в самые ответственные моменты доводит эмоциональную составляющую кадра до максимума и даже выше. Я не знаю, к чему в этом фильме можно придраться, и для меня это, однозначно, лучший фильм года.<<Читать рецензию>>